88889.ru

Отделка плиткой и ремонт
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Классификация и маркировка опасных грузов: требования, правила, классы и знаки по ГОСТ

Классификация и маркировка опасных грузов: требования, правила, классы и знаки по ГОСТ

Понятие опасных грузов прописывается в «Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом» — документе, который был ратифицирован 15-го апреля 2011го года. К этому классу относятся всевозможные вещества и произведенные из них продукты, изделия индустриальной и хоз. деятельности, при перевозке которых может возникнуть угроза для здоровья и жизни людей, окружающей среды. Также в эту категорию попадают вещества, способные нанести вред материальному имуществу. Какой должна быть классификация и маркировка опасных грузов, поговорим далее.

Содержание

Требования к маркировке опасных грузов: действующие стандарты

Классификация и маркировка опасных грузов: требования, правила, классы и знаки по ГОСТ

В настоящий момент требования к маркировке опасных грузов определяются не одним, а целым рядом документов. Актуальными стандартами, регламентирующими аспекты перевозки опасных грузов, являются:

  • ДОПОГ,
  • ПОГАТ.

Рассмотрим подробнее требования к маркировке опасных грузов, которые содержатся в этих документах, и ситуации, когда применяется каждый из вышеназванных стандартов.

Маркировка опасных грузов по ДОПОГ

Классификация и маркировка опасных грузов: требования, правила, классы и знаки по ГОСТ

Маркировка опасных грузов по ДОПОГ является российской адаптацией международного соглашения ADR, разработанного специалистами из ООН в 1956 г. Отечественный аналог ДОПОГ (дорожня перевозка опасных грузов) по сути является переводом интернационального документа и содержит все те же требования.

Маркировка опасных грузов по ДОПОГ наносится, исходя из класса опасности (в документе описывается 9 классов и 4 подкласса), ее вида (перечислено шесть свойств) и наличия дополнительных опасных качеств или их комбинаций. Первые две категории имеют цифровую маркировку, тогда как дополнительные опасные свойства обозначаются латинскими буквами.

Помимо маркировки опасных грузов согласно ДОПОГ, международное соглашение подразумевает классификацию тары и упаковки. По степени угрозы выделяют три категории: от очень опасных до имеющих незначительную опасность. По этому показателю тара маркируется римскими цифрами.

Классификация и маркировка опасных грузов: требования, правила, классы и знаки по ГОСТ

По надежности упаковки классификация ведется при помощи букв X, Y, Z. Тара, маркированная «иксом», считается очень надежной, она подходит для перевозки опасных и среднеопасных грузов. Упаковка с «Y» предназначается для средне- и незначительно опасных веществ. Самая ненадежная тара в этой классификации отмечается латинской буквой Z и годится для перевозки материалов, имеющих незначительную опасность.

Таким образом, маркировка опасных грузов согласно ДОПОГ сразу помогает понять, какую угрозу представляет тот или иной продукт, а также быстро сориентироваться при возникновении аварийной ситуации. Всего к этому соглашению присоединилось 48 государств.

Классификация грузов по ГОСТ 19433 88 и ПОГАТ

Стандарт ПОГАТ распространяется на перевозку опасных грузов автомобильным транспортом — собственно, именно это и является расшифровкой аббревиатуры. Таким образом, два ключевых условия для ПОГАТ:

  1. транспортировка только внутри страны,
  2. использование только автомобильного транспорта.

Так же как и ДОПОГ, ПОГАТ содержит классификацию и требования к маркировке опасных грузов, но эти положения у двух стандартов не совпадают. Изначально российский стандарт разрабатывался на основании ГОСТ 19433 88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка» — на тот момент документ соответствовал международным рекомендациям ООН. Но если ДОПОГ со временем дополнялся, уточнялся и модернизировался, то ПОГАТ так и остался на уровне устаревшего на сегодняшний день ГОСТ 19433.

Документы не являются взаимозаменяемыми и действуют в разных условиях. Так, ПОГАТ или ГОСТ 19433 на маркировку опасных грузов распространяется на следующие ситуации:

  1. перевозку осуществляет собственно сам владелец отправления;
  2. для транспортировки используются собственные транспортные средства (или на законных основаниях владеет грузоотправитель);
  3. на доставку не заключается договор с третьими лицами.

Поскольку нормы ПОГАТ значительно устарели, они не содержат актуальных пояснений о классификации и маркировке опасных грузов, а для некоторых веществ рекомендации в документе попросту отсутствуют. В этом случае руководствоваться стоит напрямую ГОСТ 19433 88, но зачастую и там нет необходимой информации. На данный момент этот пробел в законодательстве не устранен.

Требования к маркировке опасных грузов

Правила маркировки опасных грузов определены стандартами ДОПОГ и ПОГАТ, а также дополнены в ГОСТе Р 57479, который был принят в 2017 году.

Классификация и маркировка опасных грузов: требования, правила, классы и знаки по ГОСТ

По ДОПОГ, возможны 2 варианта маркировки при перевозке опасных грузов — таблица с надписью или специальным значком. Первый способ используется, если на таблице есть КЭМ — код экстренных мер. Он содержит цифровое обозначение того, какие действия потребуются при аварийной ситуации, и буквенные, которыми закодированы способы защиты людей.

Способы обозначения опасных грузов

Могут использоваться совместно или по отдельности следующие варианты:

  • информационные табло,
  • знаки опасности.
Информационные таблички

Требования к маркировке опасных грузов при помощи информационных табличек следующие:

  • габариты 40х30 см;
  • фон — оранжевый, по краю черная окантовка толщиной 1,5 см, поверхность может быть разделена продольной черной полосой шириной также 1,5 см;
  • сверху ромба указывается номер КЭМ, он также наносится черной краской;
  • снизу ромба размещается номер ООН, он пишется черным; высота шрифта составляет 10 см, а толщина — 1,5 см.

В некоторых случаях возможно изменение размеров информационного шильда до 300х120 мм. В этом случае толщина окантовки может быть один сантиметр толщиной.

Знаки опасности

Для размещения знаков маркировки опасных грузов на транспортном средстве подходят следующие способы:

  • с трех сторон (позади и на боковинах);
  • на каждой торцевой стороне тары — ящика, контейнера и/или цистерны.

Если у контейнера несколько отсеков или транспортируется несколько веществ, то на каждом торце контейнера размещается соответствующая содержимому информация.

Классификация и маркировка опасных грузов: требования, правила, классы и знаки по ГОСТ

Оформляться знаки опасности для маркировки опасных грузов должны таким образом:

  • размер от 25х25 см;
  • для небольших контейнеров (до трех кубометров) размер знаков 10х10 см.

Угрожающие в случае аварии только окружающей среде грузы могут не маркироваться, если их количество меньше 5 кг для твердых веществ и 5-ти литров дли жидкостей.

Обновление требований к маркировке транспорта: ГОСТ Р 57479-2017

Разработанный в 2017 году ГОСТ Р 57479 начал действовать 1-го марта 2018 года. В документе содержатся обновленные рекомендации по маркировке авто- и ж/д транспорта. Основные изменения в ГОСТ Р 57479 2017 для маркировки опасных грузов коснулись указанных далее моментов:

  • для производства информационных панелей и знаков может использоваться самоклеящаяся пленка;
  • клеевой состав, нанесенный на обратную сторону пленки, должен быть закрыт защитным слоем;
  • маркировка должна соответствовать как стандартам ООН, так и российским рекомендациям;
  • при использовании подвижного состава вешаются и знаки опасности, и информационные таблицы (белая и оранжевая).

Классы маркировки опасных грузов

Классификация и маркировка опасных грузов: требования, правила, классы и знаки по ГОСТ

Подготовка транспортных средств при перевозке опасных грузов

Помимо маркировки транспортных средств при перевозке опасных грузов сам автомобиль должен быть определенным образом подготовлен. Для подобных ТС выдвигаются жесткие требования безопасности, и без их выполнения невозможно получить ДОПОГ.

Классификация и маркировка опасных грузов: требования, правила, классы и знаки по ГОСТ

Основные требования к подготовке и маркировке транспортных средств с опасными грузами перечислены ниже:

  • Авто должно быть приспособлено (конструктивно на заводе или переоборудовано) для конкретного вещества и иметь соответствующее оборудование.
  • Для любого класса опасности — свои требования.
  • Если транспорт используется для перевозки опасных грузов на постоянной основе, его выпускная труба должна быть вынесена до радиатора. Если это невозможно по техническим соображениям, трубу допускается расположить справа, вне зоны топливной системы.
  • Топливный бак не может быть в контакте с источниками тепла или электрическими компонентами.
  • Напряжение электросети до 24 Вт.
  • Эл/проводка должна быть выполнена с установкой предохранителей и защищена от негативных воздействий.
  • Отсек аккумулятора должен проветриваться.
  • Автомобильный транспорт должен иметь желтые огни с независимым резервным источником питания.
Читайте так же:
Грунтовка эпоксидная цинконаполненная марки цинэп применение

Маркировка транспортных средств при перевозке опасных грузов также имеет цветовое значение. Общепринятыми являются следующие обозначения:

  1. оранжевый кузов — легковоспламеняющиеся в-ва;
  2. бело-красный кузов — самовозгорающиеся вещества;
  3. синий цвет — газообразные вещества или те, которые при взаимодействии выделяют газ.

Таким образом, при подготовке перевозки опасных веществ должны выполняться условия по подготовке:

  1. водителя и экспедитора,
  2. документов,
  3. тары,
  4. ТС.

Только при соблюдении требованиям по всем четырем пунктам возможна безопасная и законная транспортировка соответствующих веществ без штрафов и других сопутствующих проблем.

Перевозка грузов 3 класса опасности

Перевозка опасных грузов 3 класса опасности – это транспортировка жидкостей, легко воспламеняющихся при низких температурах с дополнительными опасными свойствами – коррозионными и токсичными. Их транспортировка требует от нас соблюдения специальных температурных режимов. Отправка возможна в танк-контейнерах, которые оснащены необходимыми приборами контроля и поддержания нужного уровня температур.

Температура, при которой транспортируется жидкость, ниже температуры возгорания самой этой жидкости. Благодаря этому обеспечивается максимальный уровень безопасности. Перевозка опасных грузов класса 3 подразумевает транспортировку не только жидкостей, но растворенных твердых веществ, различных смесей, гелей, и суспензий.

Перевозка опасных грузов 3 класса осуществляется водителями, прошедшими специальную подготовку и обучение по программе, утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации.

По окончании обучения, водителю выдается свидетельство (ДОПОГ), по истечении срока действия которого необходимо проходить переаттестацию. Дополнительно водитель проходит курс по подготовке к перевозке грузов определённого класса опасности.

Грузы 3 класса опасности: характеристики

Третий класс опасности

Грузы третьего класса опасности – это легковоспламеняющиеся жидкости, которые могут загораться от вспышки и быстро распространять свободное горение. В составе жидкостей – твердые вещества или суспензии в растворе, которые выделяют легковоспламеняющиеся пары. К таким жидкостям относятся ацетон, этанол, бензол, бензин и т.д.

ЛВЖ отличаются высокой токсичностью, могут окисляться при контакте с воздухом и образовывать взрывчатые вещества.

Третий класс опасности также включает три подкласса:

  • Первый – это смеси, которые в закрытом тигле способны воспламеняться от вспышки при температуре ниже -18 градусов.
  • Второй – это жидкости, воспламеняющиеся в температурном диапазоне 18-23 градусов.
  • Третий — вещества, способные к воспламенению при температуре 23-61 градусов.

К транспортировке и хранению грузов третьего класса опасности предъявляются особые требования.

При хранении вещества первого подкласса должны находиться в герметичных емкостях, не допускающих попадание паров в окружающую среду.

Вещества второго подкласса могут воспламеняться при комнатной температуре, поэтому также хранятся в герметичных емкостях.

Правила и порядок перевозки грузов 3 класса опасности

Перевозка грузов третьего класса опасности выполняется разными видами транспорта. Вещества данной категории обозначаются особой маркировкой: знаком с красным фонов, вверху которого изображается черное и белое пламя, внизу – черная или белая цифра «3», и по периметру ромба идет непрерывная черная или белая окантовка.

К перевозке груза 3 категории опасности предъявляются следующие требования:

  • Автомобиль должен оборудоваться трубой глушителя, которая направлена или вправо, или к радиатору, но не на кузов или топливную систему.
  • Топливный бак должен располагаться в отдалении от аккумулятора или отделяться от нее герметичной перегородкой. Также бак не должен располагаться близко к мотору, проводам, глушителю. Необходимо защитить бак кожухом по бокам и на днище. Топливо не может попадать в мотор самотеком. При протечке оно должно сразу уходить на землю, а не на груз.
  • Автотранспорт должен оснащаться металлической цепью, касающейся земли, и штырем из металла в целях заземления.
  • Кузов должен быть закрыт, но при этом обеспечивается внутренняя вентиляция пространства. Изнутри отделка кузова выполняется материалами, которые не вызывают искр. Если используется дерево, его обрабатывают огнезащитной пропиткой. Важно наличие надежных замков на кузове.
  • При перевозке груза 3 класса опасности в танк-контейнере или цистерне, на ТС обязательно устанавливают бампер во всю его ширину, при этом расстояние между емкостью и бампером должно составлять минимум 10 см.
  • В автомобиле обязательно наличие исправных инструментов для ремонта, средств пожаротушения, автономно работающих фонарей, аптечки, средств, нейтрализующих опасный груз.
  • Тара надежно закрепляется в кузове авто. Емкости разделяются прокладками, на каждую наносится маркировка, указывающая степень опасности груза.

Компания Итака-Транс доставляет опасные грузы, точно соблюдая установленные требования. Это гарантирует отсутствие форс-мажоров при перевозке и сохранность перевозимого вещества.

Документы необходимые для перевозки грузов 3 класса опасности

Договор на сбор и транспортировку опасных отходов

Документ подтверждает правовые отношения Сторон, полномочия исполнителя в рамках Договора. Договор содержит информацию о перевозимых веществах, подлежащих утилизации, определяет права, обязанности и ответственность Сторон, порядок расчетов и урегулирования разногласий. Напечатан в 2х экземплярах за подписями Заказчика и Исполнителя (Перевозчика).

Как определить, является ли перевозимый груз, грузом повышенной опасности и нужно ли на его перевозку спецразрешение

грузы повышенной опасности погоня

Очень неприятная ситуация, когда инспектор на дороге требует предъявить специальное разрешение на перевозку груза повышенной опасности, а разрешения вроде, как и нету. Вы почему-то решили, что перевозка этого опасного груза не требует спецразрешения. И, кстати, штраф в этих случаях тоже неприятный, доходит до 500 тысяч рублей на юридическое лицо.

Для одних опасных грузов требуется специальное разрешение, выдаваемое Ространснадзором, для других не требуется, а для третьих, совсем не понятно, когда-то надо, когда-то не надо! А на самом деле есть простые правила, которые однозначно определяют необходимость спецразрешения для выполнения перевозки.

В статье попробуем разобраться, как определить, является ли опасный груз грузом повышенной опасности? что такое груз повышенной опасности? как гарантированно определить необходимость специального разрешения при перевозке опасного груза? Поговорим о проблемах, вопросах к законодателям, которые накопились в части выдачи специальных разрешений.

Содержание:

Грузы повышенной опасности это…

Грузы повышенной опасности — это такие грузы, которые могут быть использованы в террористических целях и привести к серьезным последствиям:

— многочисленной гибели людей

Для перевозки грузов повышенной опасности обязательно должно быть получено специальное разрешение. Спецразрешение свидетельствует о том, что перевозка, как и маршрут перевозки согласованны с владельцами дорог, по которым этот самый маршрут пролегает, автомобиль соответствует требованиям по перевозке данного груза, на предприятии есть компетентный специалист организующий эту перевозку.

охрана груза повышенной опасности

Для определения, является ли опасный груз грузом повышенной опасности, в ДОПОГ, в разделе 1.10.3.1.2 приведена разъясняющая таблица. Как мы видим из таблицы, для определения, является ли перевозка груза, перевозкой груза повышенной опасности, необходимы три параметра:

  • Опасный груз (класс, классификационный код, группа упаковки, ООН либо иные признаки)
  • Количество
  • Способ перевозки
Читайте так же:
Грунтовка это строительная смесь

Заметим, что понятие «груз повышенной опасности» больше относиться к перевозке груза, т.к. на это влияют такие параметры как количество и способ перевозки – параметры конкретной перевозки. Одно и то же вещество, в зависимости от этих параметров, может транспортироваться и как обычный опасный груз и как груз повышенной опасности.

При выборе способа транспортировки во многих случаях можно организовать перевозку так, что дополнительных затрат на получение специального разрешения не потребуется. Так, например, UN 1203 бензин – является грузом повышенной опасности только при перевозке в цистернах в количестве свыше 3000 литров, а вот любое количество бензина в бочках (или в кубовых IBC-контейнерах) в неограниченном количестве не является грузами повышенной опасности.

Также, если транспортное средство следует с остатками груза в количестве меньшем, чем требуется в соответствии со специальным разрешением, то груз перестает быть грузом повышенной опасности и уход с маршрута не является нарушением.

Для определения «груза повышенной опасности» 7-го класса веществ используется таблица, приведенная в пункте 1.10.3.1.3 ДОПОГ. В случае радиоактивных материалов основным параметром является значение активности радионуклидов на упаковку.

С проблемой отнесения груза к грузам повышенной опасности сталкиваются не только перевозчики, но и инспекторы при проведении контрольно-надзорных мероприятий, а также при выдаче специальных разрешений.

Но стоит отметить положительную динамику. Растет опыт как перевозчиков, так и специалистов Ространснадзора. Так если пять лет назад до 25% специальных разрешений выдавалось на грузы, не являющиеся грузами повышенной опасности, то в настоящее время этот показатель составляет не более 10%.

При этом, по данным Ространснадзора, в ходе контроля на дороге, процент перевозок грузов повышенной опасности без специального разрешения за исключением взрывчатых веществ, топлива и углеводородных газов достаточно высок. Практически половина грузов повышенной опасности перевозится без специального разрешения.

«Особо опасные грузы» и почему это не «грузы повышенной опасности»

В разговоре, понятия «особо опасный груз» и «груз повышенной опасности» считают взаимозаменяемыми, но это не совсем так. Говорящие понимают друг друга и никакой путаницы не происходит, но правильно говорить «груз повышенной опасности».

В кругу специалистов по перевозке опасных грузов, сказать «особо опасный груз», имея ввиду «груз повышенной опасности» считается проявлением непрофессионализма, и вас обязательно поправят.

Вопрос здесь в происхождении терминов в нормативных документах.

Понятие «особо опасный груз» было введено приказом Министерства транспорта РФ от 08.08.1995 №73 «Об утверждении правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом» (приложение 7.2). Для их перевозки грузоотправитель должен был получать разрешение на перевозку в МВД, а в ряде случаев перевозка была невозможна без вооруженной охраны и автомобиля сопровождения. Приказ был отменен в 2016 году (Приказом Минтранса России от 5 сентября 2016 г. N 262). И само понятие уже нигде в нормативных документах не используется.

А выдачу разрешений МВД прекратило задолго до отмены приказа. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 №3-ФЗ не предусматривал данную функцию и органы МВД прекратили согласовывать маршруты перевозки особо опасных грузов.

Старайтесь в речи использовать правильный термин «груз повышенной опасности», определение которого дано в законе о транспортной безопасности. Если вы используете другой термин «особо опасный груз», то вас поймут, но у слушателей сложится о вас определенное мнение, как о специалисте. Использовать же термин «особо опасный груз» в официальных документах не стоит — это будет явной ошибкой.

Выдача специальных разрешений на перевозку грузов повышенной опасности

Перевозка грузов повышенной опасности допускается только при наличии специального разрешения, выдаваемого Ространснадзором. Это определено в двух нормативных документах:

  • Для перевозок по территории Российской Федерации — статья 31 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 №257-ФЗ
  • Для международных перевозок — ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 №127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения».

Порядок выдачи спецразрешений определен в следующих документах:

  • Для перевозок по территории Российской Федерации – приказ Министерства транспорта РФ от 04.07.2011 №179 «Об утверждении порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов». Соответствующий административный регламент утвержден приказом Минтранса России от 23.11.2016 №358.
  • Для международных перевозок— Административный регламент утвержден приказом Министерства транспорта РФ от 18.02.2013 №52 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по выдаче специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок опасных грузов»

Полномочиями на оказание государственной услуги выдачи специальных разрешений на перевозку грузов повышенной опасности наделен Ространснадзор, а точнее его подразделение Госавтодорнадзор. Для получения спецразрешения следует обратиться в ближайшее территориальное подразделение Госавтодорнадзора по месту регистрации компании или индивидуального предпринимателя, на которого планируется получить разрешение. Получение услуги через сайт госуслуг на момент написания статьи не реализовано.

Для получения спецразрешения на перевозку опасных грузов по РФ требуется согласование маршрута со всеми владельцами дорог. Статью про то, как составить маршрут, чтобы он был согласован как можно быстрее, читайте в статье блога.

Паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства

Главная проблема для получения спецразрешения, это паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства! С этой проблемой сталкиваются перевозчики, впервые получающие специальное разрешение. Она связана с законом от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности».

Если ранее требовалось внесение транспортного средства в реестр категорированных транспортных средств, который вел Росавтодор и процедура занимала в среднем около 3 месяцев, то с внесением изменений в 16-ФЗ федеральным законом от 02.08.2019 № 270-ФЗ, для выдачи специального разрешения с 30.01.2020 требуется паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства.

Паспорт разрабатывается перевозчиком, но для получения специального разрешения необходимо предоставить уведомление о его приеме Росавтодором. При этом ни форма паспорта, ни порядок его выдачи не определены!

Имеется разъяснение Департамента транспортной безопасности Минтранса РФ о возможности выдачи специальных разрешений на основе включения транспортных средств в реестр категорированных транспортных средств в прежнем порядке, однако, что делать с новыми транспортными средствами пока не ясно. Использование их для перевозок грузов повышенной опасности пока невозможно.

Для решения этого вопроса можно обратиться в территориальное подразделение Госавтодорнадора, в котором вы планируете получить спецразрешение, но, скорее всего, они перенаправят вас в территориальное подразделение надзора за транспортной безопасностью, и уже там вам подскажут, какие аккредитованные Росавтодором организации занимаются аттестацией транспортных средств для их включения в Реестр категорированных.

А вообще, требование достаточно формальное. Включение ТС в реестр никак не влияет на транспортную безопасность. Уровень антитеррористической защищенности у всех ТС практически одинаков, за исключением бронированных специальных транспортных средств, использующихся для перевозок опасных грузов исключительно редко.

Читайте так же:
Если краску покрыть грунтовкой

И еще, специальное разрешение выдается на механическое транспортное средство. А опасный груз перевозится, как правило, в полуприцепе. И уровень его защищенности не проверяется совсем. Как укрепленная запорами и защищенная, кабина тягача может защитить груз, находящийся в крытом брезентом фургоне, не понятно!

Консультант по безопасности при перевозках опасных грузов – зачем он нужен перевозчику

Обязательным условием выдачи специального разрешения является наличие у перевозчика в штате или по договору найма консультанта по безопасности при перевозках опасных грузов. Данный специалист должен соответствовать квалификационным качествам и иметь свидетельство установленного образца.

Консультант должен быть у каждого перевозчика опасных грузов, однако на практике в его найме заинтересованы только перевозчики, работающие с грузами повышенной опасности. И, как правило, формальное наличие должности консультанта вполне достаточно для получения заветного разрешения.

Согласно 1.10.3.1.2 ДОПОГ перевозчики грузоотправители и грузополучатели для перевозки грузов повышенной опасности должны разрабатывать планы обеспечения безопасности. Квалифицированные консультанты составляют этот план без особых проблем, но если для Вас составление плана представляет значительную проблему, то за помощью по его составлению можно обратиться на сайт Опасник.

Стоит заметить, что квалифицированный консультант по перевозке опасных грузов, как правило выгоден предприятию перевозчика. Консультанты не только могут избежать значительных штрафов за неправильную перевозку опасных грузов, но и могут организовать перевозку так, чтобы она не требовала дополнительных финансовых вложений.

Консультант по безопасности при перевозке опасных грузов не только поможет свести к минимуму вероятность чрезвычайного происшествия, но и поможет сэкономить на ежедневной деятельности по перевозкам опасных грузов.

Заключение

ДОПОГ дает четкое понимание, является ли опасный груз «грузом повышенной опасности» и требуется ли для его перевозки специальное разрешение. Если Вам не очень удобно каждый раз при появлении подобного вопроса открывать толстенную книжку и искать нужную главу, то хорошим подспорьем для Вас может стать электронный справочник ДОПОГ – Эксперт ОГ.

  • не только поможет определить, нужно ли спецразрешение на перевозку указанного груза в указанном количестве и упаковке, но и
  • подробно расскажет и покажет, как подготовить транспортное средство к выполнению перевозки,
  • поможет составить необходимые документы для выполнения перевозки и главное, что
  • за каждым советом программы стоит ссылка на первоисточник, т.е. нормативный документ, который определяет указанные требования, на который вы можете сослаться при необходимости.

Для того, что бы быть в курсе последних новостей по перевозкам опасных грузов вступайте в нашу группу в контакте. В группе публикуется как актуальная информация по тематике перевозки опасных грузов, так и информация о распродажах, скидках, обновлениях программных продуктов «Эксперт ОГ».

Покупайте программу «Эксперт ОГ» и у вас будет инструмент, который поможет вам ответить на все вопросы по перевозке опасных грузов автомобильным транспортом.

ДОПОГ 2021 – новые требования к перевозке опасных грузов

Опасные грузы – это те вещества, которые несут потенциальный вред для здоровья человека или природы, разрушают органические вещества при соприкосновении с ними. Перевозка опасных грузов жестко регламентируется законами, так как подобные ДТП приносят колоссальный вред окружающему миру.

Существуют различные опасные соединения, которые подразделяются по видам: ядовитые, радиоактивные, окисляющие и т.д. Каждый вид разбит на категории опасности, всего существуют 9 классов, разделяющиеся по уровню опасности.

Перевозка опасных грузов

Типы опасных грузов

В госстандарте прописаны следующие типы опасных грузов:

  • Газы, которые были сжаты, сжижены или растворены;
  • Соединения едкого или коррозионного типа;
  • Взрывоопасные элементы;
  • Радиоактивные вещества;
  • Легко воспламеняемые жидкости;
  • Вещества, обладающие ядовитым или инфекционным эффектом;
  • Самовозгорающиеся соединения;
  • Пероксиды.

Перевозка опасных грузов

Классы опасных грузов и соответствующая им маркировка
Каждый тип опасных грузов имеет регламентированные нормы транспортировки и хранения веществ. Стандарты прописаны в ГОСТ и международном соглашении ДОПОГ. Требования не распространяются только на случаи, когда транспортировка происходит в пределах предприятия, которое и производит опасные соединения. Необходимо только соблюдение технологической схемы. Также перевозка органами безопасности не требует выполнения всех описанных положений.

Правила ДОПОГ 2021

Нововведения вошли во все разделы, поэтому поправки разделяются на несколько частей:

  • основные правила перевозки;
  • требования к задействованному автотранспорту;
  • размещение знаков опасности на транспортных средствах;
  • маркировка ОГ.

В перечень добавилось несколько грузов, в том числе полемизирующие вещества.

После проверки разрешается использовать мягкие контейнеры. Но в соответствии с ДОПОГ цистерны подвергаются весьма суровым проверкам.

Машины с опасными грузами №3082 и №3077 могут проезжать через тоннели всех видов, включая класс Е.

Появился новый указатель опасности №9А, и грузы поменяли маркировку, в том числе литиевые батареи в упаковках. Знак опасности удушья газом теперь ставится иначе. А также обозначения газовых баллонов и транспортных пакетов.

Изменилось оформление большей части сопроводительных документов, в частности, свидетельства о погрузке. Более строго заносятся данные о некоторых категориях грузов.

Несомненным плюсом стало исключение возможности подмена результатов во время сдачи экзаменов консультантами и водителями. Компетентные органы хранят все документы в электронном и бумажном виде.

Подробнее о всех изменениях и дополнениях можно узнать из полной версии ДОПОГ 2021. Ее просмотр и скачивание доступны на официальном сайте.

Правила перевозок опасных грузов

Повышенные требования к безопасности предоставляются к ТС, которые перемещают опасные грузы (ОГ). Необходимо соблюдение множественных правил, которые являются основанием, чтобы получить ДОПОГ на перевозку ОГ. Транспорт должен соответствовать правилам:

  1. Опасные грузы обязаны транспортироваться только на ТС, которые специально для этого оборудованы. На каждый вид ОГ распространяются разные требования ГОСТ к емкостям и автомобилям. Этот пункт должен сопровождаться технической документацией;
  2. ТС, которые постоянно задействованы в перевозке ОГ, должны оборудоваться выпускной трубой, вынесенной в сторону перед радиатором. Если переоборудование недоступно по техническим причинам, то можно устанавливать трубу справа, только вне зоны топливного соединения. Необходимо, чтобы бак не соприкасался с источниками тепла или электричества. Допустима простая изоляция бака;
  3. Автомобили окрашивают в специальные цвета, а по бокам, изображения, свидетельствующие об опасности. Легковоспламеняющиеся соединения окрашивают в оранжевый цвет, самовозгорающиеся элементы должны транспортироваться в ТС, которые сверху имеют белый цвет, а снизу красный. Вещества газового типа или те, которые превращаются в газы при контакте с водой, ТС должны иметь синий цвет;
  4. Особые требования к электрической сети автомобиля также имеет место:
      Напряжение в пределах 24 Вт;
  5. Оболочка проводов выполняется на основании бесшовной технологии и не подвергаться воздействию внешних факторов;
  6. Требуется наличие исправных предохранителей;
  7. Электропроводка прочно закрепляется, защищается от механических воздействий, нагрева;
  8. Аккумулятор должен располагаться в вентилируемом отсеке. Дополнительно в электрическую цепь нужно добавить выключатель, который располагается возле аккумулятора, может иметь механический или дистанционный принцип работы;
  9. Лампы внутри кузова защищаются решеткой, наружные провода должны отсутствовать. Запрещено использование ламп, где используются цоколи с резьбой.
  10. Автомобили должны иметь заземление с помощью цепочки для поглощения статического напряжения;
  11. ТС типа фургон обязано обладать прочным, полностью закрытым корпусом, обладать отдельной вентиляцией. В качестве материалов обивки не используются материалы подверженные легкому воспламенению. При транспортировке ОГ в открытых кузовах, необходимо использовать брезент из огнеупорных материалов;
  12. Оборудование на цистернах важно защитить даже в случае опрокидывания. Все трубопроводы должны армироваться с помощью усилительных колец, колпаков или других элементов;
  13. При перевозке ОГ в автомобиле должен присутствовать весь набор вспомогательных инструментов;
  14. ТС оборудуются желтыми огнями, которые имеют автономный источник питания. Наносятся уведомления о перевозке ОГ по периметру ТС;
  15. Запрещено использование более 1 прицепа или полуприцепа.
Читайте так же:
Для чего применяется грунтовка акриловая

Почему такие «жёсткие» требования?

Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом требует повышенного уровня безопасности, поэтому увеличиваются и требования, выдвигаемые к нему. Нормы регулируются благодаря европейскому соглашению и национальному стандарту. Проверка соответствия нормам безопасности происходит в ГИБДД, где подтверждается или опровергается пригодность автомобиля для транспортировки.


Требования к оборудованию ТС, которое перевозит опасные грузы

опасный груз

Предприятие, которое осуществляет дорожную перевозку опасного груза должно иметь консультанта по вопросам безопасности, который и организует безопасный перевозочный процесс опасного груза в соответствии с правилами перевозки опасных грузов автотранспортом ДОПОГ. Для организации перевозки Вам необходимо знать точную информацию об опасном грузе. Точная информация о грузе (является он опасным или нет, свойства опасности, номер ООН, класс опасности, группа упаковки, является ли вещество опасным для окружающей среды (наличие или отсутствие маркировки) и т.д.), которая необходима для отправки, должна быть указана в Паспорте безопасности химической продукции на груз. Данный паспорт безопасности Вы можете запросить у производителя или заказать в организации, которая занимается экспертизой, разработкой и регистрацией паспортов безопасности на указанный груз. Аммиачная селитра (аммония нитрат), содержащая не более 0,2% горючих веществ, относится к опасным грузам (класса 5.1 окисляющие вещества, № ООН 1942) при ее перевозке автомобильным транспортом. Аммиачная селитра, содержащая более 0,2% горючих веществ, является опасным грузом класса 1 (взрывчатые вещества и изделия) № ООН 0222. В зависимости от номера ООН будут предъявляться соответствующие требования к перевозке, в том числе к транспортному средству и документам.

Если осуществляется перевозка аммиачной селитры с номером ООН 1942 в мешках или биг-бегах, то на транспортной единице должны быть следующие сопроводительные документы:

— транспортный документ, где необходимо указать информацию об опасном грузе (раздел 5.4.1.1 правил ДОПОГ 2021 г.);

— свидетельство ДОПОГ о подготовке водителя (глава 8.2 правил ДОПОГ);

— письменные инструкции (раздел 5.4.3 правил ДОПОГ).

Помимо огнетушителей (раздел 8.1.4 правил ДОПОГ) должно быть дополнительное оборудование в соответствии с требованиями раздела 8.1.5 правил ДОПОГ.

Транспортное средство должно быть маркировано двумя табличками оранжевого цвета (п.5.3.2.1.1 ДОПОГ).

Требования к конструкции транспортного средства указаны в части 9, в частности в главах 9.2 и 9.4. При вышеуказанном условии перевозки нет необходимости транспортные средства EX/II, EX/III, FL, AT или MEMU. При ознакомлении с требованиями к транспортному средству, обратите внимание на требование к тормозному оборудованию (наличие антиблокировочной системы), а также к наличию устройства ограничения скорости (подраздел 9.2.1.1 ДОПОГ).

Маркировка

Транспортным предприятиям необходимо обозначать автомобили, которые выполняют перевозки ОГ. Для обозначения ТС используются особые окрасы, знаки и надписи.

Перевозка едких соединений производится в цистернах, имеющих желтый окрас. На обеих сторонах нужно рисовать продольные полосы черного цвета. Внутри должно находиться сообщение «Едкий материал». Отдельным случаем является перевозка аммиака, необходимость окраски кузова отсутствует, но нанесение надписи «Огнеопасно. Аммиачная вода» остается обязательным. Перевозка метанола сопровождается уведомлением «Яд — метанол».

Условно можно разделить знак об опасности на 2 треугольника. Верхний содержит символ соответствующий классу вещества. Нижний элемент вмешает дополнительную информацию вроде особенности совместимости или номера ОГ, который проставляется по стандартам ООН.

Размеры шрифта

Высота шрифта на автомобиле должна составлять 15 см, чтобы видимость сообщения была достаточной для видимости с различного расстояния и положения. Надпись должна сопровождаться знаками нового образца. Они имеют вид квадрата, каждая сторона должна быть не менее 10 см в длину для транспортных пакетов, а перевозки контейнеров сопровождаются знаками не менее 25 см. Если возможность нанесения знака в необходимой форме отсутствует, доступно уменьшение размера до 5 см.

Стандарты изображений

Перевозка ОГ должна сопровождаться изображениями, находящимися внутри знака:

  1. При транспортировке взрывоопасных веществ указывается изображение бомбы темного цвета;
  2. Газ не относящийся к типу легко воспламеняемых символически характеризуется белым или черным газовым баллоном;
  3. Легко воспламеняемые газообразные и жидкие вещества отображаются черным или белым пламенем;
  4. Ядовитые соединения – череп, а под ним находится 2 скрещенные кости.

Если ТС содержит пламя в круге черного цвета, это свидетельствует о перевозке ОГ, а именно окислителей и органических пероксидов. Вещества инфекционного типа обозначаются тремя серповидными символами. Черный трилистник, который выполнен схематически, означает наличие радиоактивных веществ. Коррозионные и едкие вещества обозначаются в виде пробирки, из нее вытекают капли. В зависимости от типа вредности на знаке может вытекать жидкость на руку или лист металла.

Правила перевозок опасных грузов

Маркировка ТС, перевозящего опасный груз

Все указанные знаки наносятся на обеих продольных сторонах и сзади автомобиля. На цистерны наносятся отображения на торцы, если они имеют несколько отсеков, то каждый обозначается знаком.

Знаки опасности

Для того чтобы показать какие свойства у опасного груза устанавливаются специальные знаки. Такой тип груза маркируется по особой системе, которая основана на классификации и создана для:

1). легкого распознания опасных грузов на расстоянии благодаря общему виду имеющихся знаков опасности (по цвету, форме и символу);

2). обеспечения первого полезного указания в процессе проведения загрузки и разгрузки.

Перевозка опасных грузов по двойным документам

Можно ли перевозить опасный груз по двойным документам

Стремление грузовладельца сэкономить может приобретать весьма причудливые формы. Точно нельзя сказать кто первый придумал перевозить опасные грузы по двойным документам — грузовладелец или перевозчик, но можно с уверенностью сказать о том, что в настоящее время такой способ перевозки опасных грузов в России весьма распространён.

Суть перевозки опасного груза по двойным документам состоит в следующем: грузоотправитель выписывает два комплекта документов на груз — первый настоящий, с указанием наименования и класса опасности перевозимого груза, и второй комплект, предназначенный для предъявления его по требованию сотрудника полиции, если транспортное средство будет остановлено.

Распространённое мнение (в основном бытующее среди диспетчеров) о том, что сотрудник полиции не будет осматривать груз, если кузов грузового автомобиля опломбирован, не имеет ничего общего с реальностью. Порядок осмотра и досмотра автомобиля и перевозимого груза, в том числе и опломбированного, подробно описан в пунктах 149-164 Приказа №185 МВД РФ от 02.03.2009 года. Сотрудник полиции имеет право вскрывать опломбированный кузов автомобиля с грузом, находящийся в том числе под таможенным контролем, используя размытую формулировку ст. 2.7 КоАП РФ “Крайняя необходимость”.

Читайте так же:
Для чего применяют грунтовку при ремонте

Если говорить проще, то для инспектора ГИБДД нет разницы — есть пломба или нет. Процессуальные формальности в обоих случаях не сильно различаются.

Кто рискует.

Разберём кто несёт все риски в сложившейся схеме, по которой выполняются большинство грузовых автоперевозок. Количество диспетчеров в данном случае не играет никакой роли.

Грузоотправитель . Основанием для привлечения его к ответственности служит отсутствие в транспортной накладной особых отметок или искажение им реальных свойств груза (п. 3 ст. 35 УАТиГНЭТ). Именно поэтому комплект документов делается двойным и водитель подписывает оба комплекта, по одному экземпляру которых остаётся у грузоотправителя; таким образом у него появляется письменное доказательство того, что вся информация о наличии у перевозимого груза класса опасности была доведена до перевозчика. Если предположить, что комплект документов один, то перевозчику предстоит доказывать, что он не мог знать о том, что принимаемый им к перевозке груз опасный (на грузе должны отсутствовать знаки опасности, как то череп со скрещёнными костями, знаки “взрывоопасно”, “огнеопасно” и другие подобные обозначения), персонал, производящий погрузку, не был одет в защитные костюмы и т. д. Вывод — грузоотправитель чаще всего остаётся как бы непричастным к тому, что опасный груз перевозится транспортом без необходимых разрешений.

Диспетчер . Указание его в 10-ой графе транспортной накладной не будет являться основанием для привлечения его к ответственности, так как штрафы будут направляться тому, кому принадлежит транспортное средство на правах собственности или аренды. Такой вот парадокс — оплату за перевозку посредник получать может, а нести ответственность нет.

Перевозчик . Перевозить опасные грузы можно только в специализированных транспортных средствах, управлять которыми должны специально подготовленные или прошедшие инструктаж водители. Кроме того, запрещается перевозить одновременно с опасным грузом другие грузы. Таким образом, при наличии доказательств того, что перевозчик осознанно вёз опасный груз не имея соответствующего разрешения, ему будет грозить административная ответственность, предусмотренная ст. 12.21.2 КоАП РФ.

Кодекс РФ об административных правонарушениях, глава 12, статья 12.21.2

1. Перевозка опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения, согласованного маршрута перевозки или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами, —

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

2. Нарушение правил перевозки опасных грузов, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

Помимо штрафа, в соответствии со ст. 27.13 Кодекса об административных правонарушениях РФ, транспортное средство, перевозящее опасный груз без соответствующего разрешения, помещается на специализированную стоянку. Особо следует отметить, что погрузка и разгрузка опасных грузов должна происходить на специально оборудованных площадках, к которым стоянка задержанного транспорта не относится, поэтому транспортное средство перевозчика будет находиться на ней до тех пор, пока не будут устранены препятствия для продолжения движения автомобиля — за руль сядет водитель, имеющий разрешение перевозить опасные грузы, и автомобиль будет оборудован в соответствии с требованиями законодательства.

Общие выводы.

Если перевозчику предлагают отвезти опасный груз по двойным документам это означает только одно — грузовладелец хочет сэкономить за счёт перевозчика, ничем при этом не рискуя. Диспетчер также не подвергается никакому риску. Все негативные последствия в случае обнаружения подлога коснутся только перевозчика.

Следует определить для себя — готовы ли Вы оплатить штраф в несколько сот тысяч рублей и отдать весьма внушительную сумму за помещение автомобиля на специализированную стоянку, или предпочтёте не рисковать ради увеличенной на несколько тысяч рублей ставки за перевозку.

Извлечение из Приказа Министерства транспорта РФ от 8 августа 1995 г. № 73 «Об утверждении Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом»

п. 2.9.5. Погрузочно-разгрузочные операции с опасными грузами должны производиться на специально оборудованных постах. При этом может осуществляться погрузка-разгрузка не более одного транспортного средства.

п. 4.1.1 Опасные грузы должны перевозиться только специальными и (или) специально приспособленными для этих целей транспортными средствами, которые должны быть изготовлены в соответствии с действующими нормативными документами (тех. заданием, тех. условиями на изготовление, испытания и приемку) для полнокомплектных специальных транспортных средств и технической документацией на переоборудование (дооборудование) транспортных средств, используемых в народном хозяйстве.

п. 5.1.2. Водитель, выделяемый для перевозки опасных грузов, обязан пройти специальную подготовку или инструктаж.

п. 5.1.8. К перевозке опасных грузов допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства данной категории не менее трех лет и свидетельство о прохождении специальной подготовки по утвержденным программам для водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов (Постановление Российской Федерации № 372 от 23 апреля 1994 г.).

п. 5.1.9. Водитель, осуществляющий перевозку опасного груза, должен иметь при себе следующие транспортные документы:

лицензионную карточку на транспортное средство с отметкой «Перевозка ОГ»;

путевой лист с указанием маршрута перевозки в соответствии с требованиями раздела 2.6 и приложения 7.11 настоящих Правил, с отметкой «Опасный груз», выполненной красным цветом, в верхнем левом углу и указанием в графе «Особые отметки» № опасного груза по списку ООН;

свидетельство о допуске водителя к перевозке опасных грузов (приложение 7.12);

аварийную карточку системы информации об опасности (приложение 7.5);

адреса и телефоны должностных лиц автотранспортной организации, грузоотправителя, грузополучателя, ответственных за перевозку дежурных частей органов ГАИ МВД России, расположенных по маршруту движения.

п. 5.1.17. Запрещается на транспортном средстве, перевозящем опасный груз, одновременно перевозить другой груз, не указанный в товарно-транспортной документации (пункт 5.1.9), а также посторонних лиц.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector