88889.ru

Отделка плиткой и ремонт
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Виды и применение царского кирпича

Виды и применение царского кирпича

Старинные элементы экстерьера и интерьера всегда пользуются популярностью. Царский кирпич — антикварный строительный материал, произведенный до 1917 года. Для его изготовления использовалась ручная формовка. Его еще называют екатерининским, клейменным, дореволюционным, антикварным. Каждый кирпич имеет свои индивидуальные особенности, не похожие на другие. В современном строительстве он применяется в основном для облицовки строений и элементов декора.

Что это такое?

В 1847 году в Российской империи было массово начато каменное строительство. Частные и казенные заводы установили «Правила кирпичной выделки». Согласно тем нормам, хозяева предприятий на изделиях выдавливали свое клеймо, выжимаемое на сырце во время его формирования или при сушке. Владелец завода отвечал за качество своей продукции при повреждениях или разрушениях здания из-за плохого качества продукта.

Использовались клейма аббревиатурного характера (инициалы хозяев), анималистического, и иногда числового (дата изготовления). Их ставили вплоть до революционных событий. История царского кирпича началась в Екатеринославской губернии. Оттуда и по сей день поставляется антикварный кирпич. Ценный материал находят не только в России, а и в городах Украины, а также в Австрии, Польше, Германии, Чехии.

Антикварный кирпич добывают путем аккуратного извлечения из дома, предназначенного для сноса. Его очищают от раствора извести, сортируют и аккуратно размещают на палетах. Это необычный стройматериал. Каждое изделие формировалось вручную, и на часть из них ставили клеймо. Затем его выпекали в печи две недели. Поэтому невозможно найти два полностью одинаковых изделия. Этим обусловлена уникальность царского кирпича, а также тем, что его количество ограничено.

В те времена были другие стандарты размеров и формы кирпича. Он в 3 раза тяжелее обычного и намного долговечнее. В давние времена он мог заменить фундамент здания, так что он не менее прочен, чем бетон. Согласно технологиям тех времен, в его составе было содержание не только глины, а и различной минеральной крошки. Каждый завод, дорожа своей репутацией, не афишировал формулу раствора. Такое изделие отталкивало влагу, вследствие чего сохранилась его структура.

Достоинства

Дома 19 века были построены с чувством вкуса и стиля.

Старинные строения, построенные в 18—19 веках, выглядят изысканно, элегантно и эффектно. Используя антикварный материал, возможно:

  • придать зданию и внутреннему пространству определенный стиль;
  • любую облицовку экстерьера или интерьера сделать неповторимой.

Помимо эстетических качеств, у материала есть некоторые технические преимущества:

  • Долговечность материала.
  • Стойкость к атмосферным осадкам, перепадам температур и ультрафиолетовым излучениям.
  • Большой размер кирпича, вследствие чего ускоряется и облегчается укладка.
  • Простота в уходе. Его можно использовать, оставив естественную фактуру, или покрыть гидрофобизатором, придающим кладке глянец и насыщенность цвета.

Виды царского кирпича

Изделие может быть:

  • с клеймом и без.
  • гладким и с шероховатой поверхностью;
  • цельным и со сколами и трещинами;
  • различных цветов:
    • красным;
    • белым;
    • желтым и других цветов;
    • включающее несколько оттенков.

    Предлагается кирпичная плитка для экстерьерных или интерьерных декоративных работ. Плитка прочна, но по весу легче цельного изделия.

    Где применяется?

    Материал может быть применен в ландшафтном дизайне.

    Старинный кирпич используется для облицовки зданий, внутренних помещений и в ландшафтном дизайне. В основном с его помощью строят и декорируют:

    • фасадные стены;
    • заборы;
    • камины;
    • садовые печные комплексы;
    • сауны и бани;
    • дорожки, пол;
    • площадки и т. д.

    Плитка из царского кирпича используется для отделки интерьера и экстерьера. У нее те же технические свойства, что и у цельного изделия, но существует своя визуальная специфика. Ее преимущество по сравнению с кирпичом — отсутствуют большие дополнительные нагрузки на фундамент. Применяя старинную плитку, возможно создание неповторимого дизайнерского интерьера, облицевав колонны, стены, камин и другие элементы. Антикварный кирпич и плитка из него помогают зданиям с внутренней и внешней их части придать благородный оттенок. Также предлагаются качественные кирпичные изделия ручной формовки под старину.

    Ода кирпичу

    Я не представляю, какой другой предмет человечество за свою историю произвело в большем количестве? Патроны? Посуда? Нет, и близко не стояли. Главный продукт нашей цивилизации — кирпич. И именно его, красный параллелепипед обожженной глины, надо укладывать в капсулы космических аппаратов и посылать к далеким мирам как визитную карточку нашей цивилизации. Уверен, там, в далеких мирах, все поймут.
    Когда-то, в самом начале строительства Темерницкого моста, я забрел на территорию Темерницкого городища, культурные слои которого были потревожены строительством.

    Выставка "Кирпичный вопрос" в Азовском историко-археологическом и палеонтологическом музее-заповеднике. Темерницкое городище.

    Желтые, горизонтально расположенные полосы — это культурные слои городища, существовавшего в самом центре нашего города в I-III веках н.э.

    Выставка "Кирпичный вопрос" в Азовском историко-археологическом и палеонтологическом музее-заповеднике. Темерницкое городище.

    Вот в таких осыпающихся слоях я нашел этот кусок обожженной глины. Видно, что с некоторых сторон он когда-то имел правильную форму, а в одной грани в нем отпечатались стебли тростника, это повсеместное у нас растение часто называют камышом.

    Выставка "Кирпичный вопрос" в Азовском историко-археологическом и палеонтологическом музее-заповеднике. Темерницкое городище. Первый ростовский кирпич.

    Объявляю этот кусок — первым кирпичом, с которого начался наш город). Пусть кто опровергнет.
    Вторая моя встреча с замечательными кирпичами произошла на Чумбур-косе, удивительном месте, которому на сайте посвящено множество материалов.

    Выставка "Кирпичный вопрос" в Азовском историко-археологическом и палеонтологическом музее-заповеднике. Всадник на кирпиче, Чумбур-коса.

    Один из участников нашей тогдашней поездки нашел этот кирпич с рисунком всадника в стиле примитивизма.

    Выставка "Кирпичный вопрос" в Азовском историко-археологическом и палеонтологическом музее-заповеднике. Всадник на кирпиче, Чумбур-коса.

    Такие изображения были характерны для салтово-маяцкой культуры, господствующей в нашем крае в VIII-X веках н.э. Хотя надо признать, что такое изображение могло быть сделано и гораздо в позднюю эпоху, как стилизация под старину.

    Выставка "Кирпичный вопрос" в Азовском историко-археологическом и палеонтологическом музее-заповеднике. Всадник на кирпиче, Чумбур-коса.

    И надо сказать, что вдохновленные этой находкой сотрудники Азовского историко-археологического и палеонтологического музея-заповедника, нашли второй такой кирпич, там же на Чумбур-косе, и выставили его у себя в музее с пояснением, что кирпич не идентифицирован.

    Выставка "Кирпичный вопрос" в Азовском историко-археологическом и палеонтологическом музее-заповеднике. Всадник на кирпиче, Чумбур-коса.

    Выставка "Кирпичный вопрос" в Азовском историко-археологическом и палеонтологическом музее-заповеднике. Всадник на кирпиче, Чумбур-коса.

    Это я перехожу к рассказу о выставке «Кирпичный вопрос», проходящей, как вы поняли, в Азовском музее и подготовленной при содействии Лиги коллекционеров кирпичей (Russian Brickhunting Leaguе)

    Выставка "Кирпичный вопрос" в Азовском историко-археологическом и палеонтологическом музее-заповеднике

    Выставка крайне интересная. Можно узнать, что иногда старинные кирпичи могут образовывать памятники письменности. Это о находках Дмитрия Зенюка все там же, в районе Чумбур-косы.

    Выставка "Кирпичный вопрос" в Азовском историко-археологическом и палеонтологическом музее-заповеднике

    Выставка "Кирпичный вопрос" в Азовском историко-археологическом и палеонтологическом музее-заповеднике

    Посмотрите на это трогательное фото. Строительство кирпичной часовни в Таганроге. Почти все, даже дети, позируя, взяли в руки по нескольку кирпичей. А вы говорите — кусок глины обожженный. Нет, точно надо кирпичу памятник поставить.

    Выставка "Кирпичный вопрос" в Азовском историко-археологическом и палеонтологическом музее-заповеднике. Строительство кирпичной колокольни.

    Клеймо в виде подковы- это понятно.

    Выставка "Кирпичный вопрос" в Азовском историко-археологическом и палеонтологическом музее-заповеднике. Клейма на кирпичах.

    И в виде козьего копыта.

    Выставка "Кирпичный вопрос" в Азовском историко-археологическом и палеонтологическом музее-заповеднике. Клейма на кирпичах.

    А вот якорь на кирпиче- это странно. Даже если кирпич из Санкт-Петербурга.

    Выставка "Кирпичный вопрос" в Азовском историко-археологическом и палеонтологическом музее-заповеднике. Клейма на кирпичах.

    Увы, основная тяжесть кирпичного производства, по крайней мере в 20-м веке, легла на женские плечи. Это я видел и своими глазами, и на выставке этому есть подтверждения.

    Выставка "Кирпичный вопрос" в Азовском историко-археологическом и палеонтологическом музее-заповеднике. Технология производства кирпича.

    На выставке можно поразмышлять на тему развития технологий кирпичного производства.

    Выставка "Кирпичный вопрос" в Азовском историко-археологическом и палеонтологическом музее-заповеднике. Технология производства кирпича.

    Оно мало изменилось с древних времен до 20-го века.

    Выставка "Кирпичный вопрос" в Азовском историко-археологическом и палеонтологическом музее-заповеднике. Технология производства кирпича.

    Выставка "Кирпичный вопрос" в Азовском историко-археологическом и палеонтологическом музее-заповеднике. Технология производства кирпича.

    Выставка "Кирпичный вопрос" в Азовском историко-археологическом и палеонтологическом музее-заповеднике. Технология производства кирпича.

    Выставка "Кирпичный вопрос" в Азовском историко-археологическом и палеонтологическом музее-заповеднике. Технология производства кирпича.

    И опять клейма, клейма, клейма.

    Выставка "Кирпичный вопрос" в Азовском историко-археологическом и палеонтологическом музее-заповеднике. Клейма на кирпичах.

    Выставка "Кирпичный вопрос" в Азовском историко-археологическом и палеонтологическом музее-заповеднике. Клейма на кирпичах.

    А на этом кирпиче изображена первая ростовчанка. И хотя написано, что этот найденный в Ростове-на-Дону кирпич не идентифицирован, но это несомненно она, одна из жительниц города, где живут самые красивые женщины.

    Выставка "Кирпичный вопрос" в Азовском историко-археологическом и палеонтологическом музее-заповеднике. Клейма на кирпичах.

    Многие клейма очень известны. Даже я находил их на развалинах.

    Выставка "Кирпичный вопрос" в Азовском историко-археологическом и палеонтологическом музее-заповеднике. Клейма на кирпичах.

    А многие — загадка.

    Выставка "Кирпичный вопрос" в Азовском историко-археологическом и палеонтологическом музее-заповеднике

    Это печь, в которой обжигали кирпичи. Бывал в подобной, поменьше. Жарко невероятно. Но как-то вместе с тем легко. Обжигаемая глина и просто обработка глины благотворна для человека. В чем секрет, не знаю.

    Музей кирпича

    До XIX в. техника производства кирпича была примитивной и трудоёмкой. Глину разминали в ямах, затем набивали в деревянные формы-рамки. Процесс сушки кирпичей-сырцов мог затянуться на месяц. Далее кирпичи обжигали в напольных печах-времянках. Для определения качества кирпича существовала система клеймения, сформировавшаяся в вид прикладного искусства. Клейма имели собственные стилевые и региональные черты. Первые клейма были схематичны, в XVI в. встречались изображения птиц и животных, в XVII-XVIII вв. — буквенные, затем имена и фамилии производителей. В Калуге выпускали кирпичи небольшие частные заводики, до наших дней дошли кирпичи с клеймами их владельцев —Извекова Ф.А., Головкина И. П., Куренова М. М. Коллекция музея ОАО «Стройполимеркерамика» представлена 69 кирпичами, изготовленными в период с середины XVIII по XX в.

    В середине XIX века в технологии произошел настоящий переворот. Были построены кольцевая обжиговая печь и ленточный пресс, появились первые сушилки. Каждый завод-производитель имел свой фирменный знак — прототипом которого было клеймо. Появилось первое техническое описание кирпича, перечень его параметров и свойств.

    Сегодня индустрия продолжает активно расти и развиваться. Количество видов кирпича невероятно широко. Этот древний и одновременно современный материал не потерял своей актуальности. Более того, сейчас это не просто строительный материал, а нередко — предмет для творчества.

    • Первая половина XVIII в
    • Середина XVIII в
    • Конец XVIII в
    • Первая половина XIX в
    • Вторая половина XIX в
    • Рубеж XIX-XX вв
    • Начало XX в

    Глиняный кирпич – самый древний искусственный строительный материал. Первоначально кирпичи производили без обжига, применяли в виде сырца, сформированного с соломой. До конца XVIII в. техника производства была тяжелой и трудоемкой, в XIX в. стали применять простейшие глинообрабатывающие машины, приводящиеся в движение силой лошади, во второй половине XIX в. появились кирпичеделательные ленточные прессы и различные обрабатывающие машины (бегуны, вальцы), возникли первые заводы с искусственной сушкой сырца.

    Клеймо ставилось деревянным штампом на мягкой, не успевшей затвердеть глине. Первые клейма кирпичей были схематичны, в XVI в. встречались изображения птиц и животных, в XVII-XVIII вв. — буквенные, затем имена и фамилии производителей

    Наличие знаков при датировке кирпича является не решающим признаком, а скорее уточняющим, сужающим хронологический интервал.

    Маркировка кирпича в России характерна как для самых ранних памятников, так и для памятников XIX в.. Существовала также техника процарапывания острым предметом знаков на поверхности кирпича от руки. Клеймление кирпича сформировалось в особую разновидность прикладного искусства, причем клейма в процессе графического развития приобретали собственные стилевые и региональные черты, имеющие свои хронологические рамки.

    Хронологически первые из обнаруженных в Москве клейм относятся к 1640-м годам. Они лишены семантического содержания и представляют собой четырехугольную рамку — след от штампа.

    Первые изображения были анималистичны по содержанию, а по форме стилизованы и весьма наивны. Стилизованный орел скорее напоминает насекомое, нежели хищника, а нечто схожее с единорогом символизирует образ мифического животного. Во всей истории развития московских кирпичных клейм 1650—1680 годы это, пожалуй, единственный и непродолжительный период анималистической символики.

    Показать историю полностью

    В конце XVII в. содержание московских клейм становится буквенным и поначалу содержит только одну букву. Размеры клейм XVII в. — примерно 3×3 см. Клеймо «Д» характерно для 1680-х годов. Клейма «П» и «Н» применялись в 1690-х годах— начале XVIII в.. Однобуквенные клейма просуществовали до 1730-х годов. Примерно с этого же времени (1730—1740-е годы), когда формально уже было снято ограничение на строительство в Москве, однобуквенная символика оказалась не в состоянии обеспечить каждого предпринимателя своей буквой. Клейма в это время приобретают вторую букву. Возможности различных парных комбинационных сочетаний значительно расширили их вариантность. Количество букв в XVIII в. может доходить до трех, а иногда и больше. В 1810—1820-х годах трехбуквенные клейма уже не встречаются, они появляются начиная с 1830-х годов и имеют хождение наряду с двухбуквенными до 1870-х годов включительно. Увеличение числа букв в клейме вряд ли можно объяснить стремительностью роста числа кирпичных заводов, хотя количество их действительно росло — парных комбинаций букв русского алфавита хватило бы более чем на тысячу заводов. Скорее всего, многобуквенные клейма представляли компании с несколькими совладельцами, каждый из которых обладал своим паем в доходах предприятия.

    Клейма анималистические, аббревиатурные и числовые XVII— XIX вв. обладали рядом общих свойств. Они имели незначительные размеры, поэтому ставились на тычок. До 1812 г. клеймо заключалось в рамку, которая являлась следом границ печатного торца. В период с 1812 до 1870-х годов появляется вторая, внутренняя рамка, которая, как и буквы, вырезалась на лицевой, рабочей поверхности печати. Наличие второй рамки при сохранении прежних габаритов клейма повлекло за собой уменьшение букв, измельчение изображения.

    В первой четверти XIX в. клейма, несущие полное название фирмы или фамилию ее владельца, не могли вместиться на тычке, поэтому уже клеймился ложок, реже — постель.

    Рельеф аббревиатурных тычковых клейм — выпуклый (он вогнут в зеркало штампа), рельеф ложковых клейм — вогнутый. Изредка встречаются аббревиатурные вогнутые клейма («КНК», «ННН»).

    Кирпичи клеймились между двумя технологическими операциями: формовкой и сушкой, когда их складывали в штабеля под навес, чтобы глина подсохла.

    С увеличением числа букв соответственно изменились размеры и пропорции клейма. При этом габариты клейма возрастали до определенного уровня, ограничения диктовались размерами тычка, который клеймился до 1870-х годов.

    Кирпичные клейма хорошо читаются за счет рельефного характера изображения, благодаря светотеневым контрастам. Пожалуй, никакой другой способ маркировки, помимо рельефно-печатного, не смог бы дать желаемого эффекта. Специфика требований к восприятию клейм такова, что в кирпичной кладке стены или свода они должны читаться не только в упор, т. е. на уровне глаз, но и с определенного расстояния, с высоты, не доступной человеческому росту. Это условие диктовало минимальные ограничения размера букв и, как следствие, самого клейма.

    Для клейм XVII—XVIII вв. характерно неаккуратное и небрежное написание букв. Поэтому не всегда можно понять и прочесть их. Нередко срабатывалась, стиралась или скалывалась сама печать, отдельные части вогнутого рельефа забивались глиной. Поэтому изображение оттиска получалось неполным и при исследованиях его порой можно принять за другое клеймо. Если поверхность стены красили многократно, то рельеф заплывал и нивелировался. Нелегко разобрать клеймо и в тех случаях, когда на печати буквы вырезались прямым изображением и при отпечатывании становились зеркально отображенными. В XIX в. такие ошибки уже допускались крайне редко.

    В первой половине XIX в. тычковые клейма приобретают четкость, строгую прямолинейность и упорядоченность (хотя сухая графичность им еще не присуща — это особенность маркировочных шрифтов конца XIX — начала XX в.).

    Появившиеся в эпоху зрелого классицизма подсечки — стилевая особенность клейм этой эпохи. К середине XIX в. написания букв могли нести черты курсива, не особенно, однако, замысловатого, графически усложненные варианты нежизнеспособны в этой технике маркировки.

    Содержание клейма одного и того же кирпичного завода могло со временем меняться. Причиной порой служила не только смена владельца, что случалось не так уж редко. Завод Китайцевых, например, в 1830-х годах выпускал кирпич с клеймом «ЯК» (одно из самых распространенных клейм этого времени), которое к середине XIX века сменилось буквами «КИТ». Встречаются и весьма устойчивые клейма, просуществовавшие длительное время. Заводы Байдуковой, маркировавшие кирпич клеймом «БАИ», буквально наводняли рынок в течение сорока лет (1840—1870 годы).

    Тычковые клейма в большинстве своем имели прямоугольную либо квадратную форму. Иногда встречались и круглые клейма, например, «АС» и «ВЛ». Следует обратить внимание на возможность применения клейм одного содержания в разные периоды. Так, одно из самых распространенных клейм 1830 гг. «ФИ» вновь возникает в постройках 1860-х годов. Это не вторичное использование, — в начертании клейм разных периодов есть различие: буквы клейма 1860-х годов — с острыми подсечками.

    Есть еще один тип клейма, к сожалению, здесь не представленного, именно клейма цифровые, датировочные. Например, при реставрации палат бояр Романовых на Варварке в Москве в середине прошлого века архитектор Рихтер применил кирпич, клеймо которого содержало дату реставрационных работ.

    AKADEMFORUM — форум антикваров и коллекционеров

    В последнее время все большую популярность приобретает такой необычный вид коллекционирования, как старинный кирпич с клеймами производителей. Помимо чисто утилитарного применения такой коллекции как декорирование лицевых стенок каминов, печей, барных стоек, а также помещений кафе или ресторанов, что придает особую атмосферу интерьеру, люди все больше стали интересоваться историей этого казалось бы совсем не примечательного строительного материала. Но много ли мы знаем о том, что означают эти загадочные надписи на кирпичах? Какие тайны скрыты от нас более чем столетней историей?
    Первые надписи на кирпичах, зафиксированные археологами, относятся еще к VI веку до н.э., когда при строительстве Вавилона на сотнях тысячах кирпичей ставились клейма египетского царя Навуходоносора II. Впоследствии, уже в I веке н.э., обнаруживаются весьма распространенные клейма римских легионеров “LEGITAL», на которых иногда указывалась дата изготовления кирпича. Первые упоминания об организации кирпичного дела на Руси приходятся на период правления Ивана Грозного, когда в 1584г. был учрежден «Каменный приказ», которому были подчинены и «Государевы дворцовые сараи» – казенные кирпичные заводы, выпускавшие кирпич для царских палат. При Борисе Годунове появляются и первые клейма – контурные изображения единорога и двуглавого орла, выполненные на самой маленькой стороне кирпича, которая называется «тычок». В 1713г. Петр I разрешил «кирпич делать и продавать всяких чинов людям повольно», но вскоре кирпичное строительство было запрещено во всех городах, кроме Петербурга. Настоящее освоение кирпичного дела в России частными заводами началось лишь с 1741г. В те времена клеймение не являлось обязательной процедурой при производстве кирпича, однако история сохранила для нас не только всевозможные варианты древних клейм, подробно описанные известным московским ученым Киселевым, но и т.н «счетные метки» в виде точек и штрихов, которые ставились на кирпич мастером для удобства подсчета произведенной продукции.
    Обязательное «выжимание клейма на сырце при формировании его или в процессе сушки» было закреплено указом от 24.01.1847г. в «Правилах о единообразной и прочной выделки кирпича», по которым на каждом (!) кирпиче должно быть непременно помещено клеймо завода для обозначения производителя на тот случай, если во время строительства или с течением времени будет обнаружен некачественный кирпич и недобросовестный поставщик мог быть привлечен к ответственности. Прошли десятилетия, и кирпичное клеймо, первоначально предназначавшееся для того, чтобы «было с кого спросить», пережив промышленную революцию и многочисленные этапы развития торговли и ведения бизнеса, превратилось к началу XX века в мощное средство рекламы своего товара и получения прибыли производителями, сохранив при этом свою первоначальную функцию. Обычная малоприметная метка завода стала отличительным товарным знаком, привлекающим к нему внимание покупателей и гарантирующим его качество.

    Кирпич Навуходоносора II
    Изображение
    Кирпич итальянского легиона
    Изображение
    Одно из первых клейм Руси «двуглавый орел» середины XVII века
    Изображение
    Московское клеймо 2-3 четверти XVIII века
    Изображение
    Счетные метки
    Изображение

    голоса
    Рейтинг статьи
    Читайте так же:
    Кирпич керамический лицевой полнотелый с гладкой поверхностью
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector