88889.ru

Отделка плиткой и ремонт
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Счетные метки на кирпиче

Счетные метки на кирпиче

Всем, кому более или менее часто приходилось с близкого расстояния разглядывать поверхности неоштукатуренных кирпичных стен зданий Москвы или Подмосковья XVII-XIX веков, например, с целью обнаружения клейм, наверняка попадались на глаза сделанные чем-то острым черточки и точки на отдельных кирпичах. Сразу же после беглого сопоставления увиденных точек и черточек возникает мысль, что они являются следами счета кирпичей после их формовки, но еще до обжига. Таким умозаключением вполне можно было бы и ограничиться, тем более что никакой существенной информации ни о здании, ни о месте выделки кирпича, счетные метки не несут. Исследователю гораздо больше говорят размеры и пропорции кирпича, система кладки, характер швов и цвет кладочного раствора. Но, некоторые обстоятельства, связанные с такими метками, все же нуждаются в комментарии, тем более, что в публикациях, посвященных истории кирпичного производства в России, счетные метки вообще не упоминаются.

Потребность счета изготовленной продукции естественна при любом производстве. Наиболее трудоемкой стадией в процессе выделки кирпича является формовка сырца. Контроль за качеством формовки (клеймение) и учет количества сделанного кирпича велся вскоре после формовки, когда сырец ставился для просушки «на тычек», «на-попа», то есть, не плашмя, не на боковое ребро, а на торец, вертикально. Об этом говорят следы на тычках птичьих лапок и лап домашних животных: кошек, собак, поросят — иногда очень глубокие, что свидетельствует о еще недостаточной просушенности сырца. И только на тычках ставились клейма и счетные метки.

Тому, кто считал кирпичи, необходимо было время от времени делать остановки для фиксации уже сосчитанного числа штук сырца. Чтобы не ошибиться и не считать отдельные кирпичи дважды, на последнем, например сотом сырце, делалась засечка-рез и ставилась точка, на двухсотом — рез и две точки и так далее. Одновременно на палочке-бирке, заостренным концом которой делались засечки и ставились точки, наносилась очередная зарубка. Иногда встречаются и фигурно обработанные торцы бирок (таблица 8). При определенных обстоятельствах бирка с нанесенными зарубками могла являться общепризнанным, юридически закрепленным, документом учета.

По внешнему виду счетные метки можно подразделить на черточки-резы (для краткости далее будем называть их резами), метки, состоящие только из точек и метки, сочетающие в себе резы и точки.

Резы могут быть в виде линий, параллельных длинным сторонам тычков, наклонных, перекрещивающихся, фигурных или состоящих из сложного набора линий. Те резы, которые на таблицах выглядят горизонтальными, наносились перпендикулярно ряду выставленных для сушки сырцов (так как существовала опасность уронить весь ряд кирпичей подобно костяшкам домино). Точки, обычно диаметром 2-4 миллиметра, ставились либо аккуратно либо бегло, в виде запятых, по хвостикам которых иногда можно определить, какая из них поставлена первой, а какая последней. Изредка встречаются точечные метки, поставленные пальцами (последний рисунок таблица 5). К точечным меткам следует относить и отпечатки фигурно обработанных торцов бирок. Встречены кирпичи, несущие на себе одновременно клейма заводов и счетные метки (таблицы 1 и 4). Характер взаимного расположения клейм и меток позволяет утверждать, что сначала ставились клейма, а метки несколько позже, но по еще не высохшей поверхности сырца. Можно предположить, что счет кирпичей производился в конце рабочего дня, чтобы знать, выполнена ли дневная норма-урок.

Метки в виде резов — нанесенных параллельно длинным сторонам тычков (на таблицах они горизонтальны), наклонных и перекрещивающихся — на первый взгляд напоминают обозначения чисел, применявшихся у разных народов в форме зарубок на бирках (таблица 2), однако, прямой аналогии установить не удается. Приводимые далее расчеты показывают, что резы служат какими-то вспомогательными метками, а непосредственно связанными с обозначениями чисел оказываются только метки содержащие точки. Впрочем, иногда резы, по-видимому, выполняли функции точек, что можно предполагать по рисункам левого столбца таблицы 5 или по четырем последним рисункам правого столбца таблицы 6. Не совпадая по форме с обозначениями чисел на бирках, счетные метки на кирпичах служат образцом еще одной архаической, народной, системы записи чисел. Эта система не была строго регламентирована. Можно проследить индивидуальные предпочтения отдельных счетчиков: одни ограничивались только точками, другие сочетали точки и резы. Вероятно, существовали и местные традиции. Например, кирпичи рубежа XVII-ХVIII веков сооружений Ново-Иерусалимского монастыря нередко метились фигурно обработанными торцами палочек, хотя там же встречаются метки и из простых точек.

Обычно число точек на кирпиче не превышает десяти, но иногда удается встретить метки с 11 и 12 точками, как на таблице 1. Это не ошибка счетчика, двенадцатью точками обозначалась, так называемая, «голая тысяча». Чтобы гарантированно получить в результате обжига тысячу штук годного кирпича сырцовых заготовок требовалось отформовать значительно больше. В конце ХIХ века полагалось изготовить 1200 штук сырца, так как считалось, что 200 штук из них уйдут в брак в процессе сушки, транспортировки, при загрузке в печь и при обжиге. Слово «голая», скорее всего, искаженное старинное русское слово «голямая», что значит «большая». В современном болгарском языке «голямый» означает «большой». В средневековой Швеции выражение «stora hundrade» — «большая сотня» — обозначала 120 штук, например, брусков железа. Следовательно, 12 точек на кирпиче указывают на «большую» тысячу (или сотню). Возможно, числа 11 и 12 не всегда отмечались соответственным количеством точек, но могли заменяться специальными значками, такими, как на трех последних рисунках таблицы 7. Петлеобразный значок мог бы означать число 11, два значка число 12.

Читайте так же:
Линия по производству пустотелого кирпича

О том, что счет кирпича велся сотнями или тысячами штук (а не какими-либо другими мерами), говорят многочисленные письменные источники. Чтобы узнать более определенно, сотни это, или тысячи, можно воспользоваться достаточно простыми расчетами для этого. Следует выбрать ограниченный, хорошо сохранившийся, участок стены, приблизительно сосчитать число тычковых кирпичей и сравнить его с числом, обнаруженных на нем меток. Число меток необходимо удваивать, так как они оказывались на лице стены и в ее толще с равной вероятностью, поскольку не было причин специально укладывать кирпичи с малозаметными метками наружу.

На боковом, западном, фасаде Спасской башни кремля города Коломны, сооруженного в 1525-1531 годах, среди около 3600 тычковых кирпичей встречены 2 метки в виде точек и 5 тычков с резами, которые можно было бы считать метками, по аналогии с более поздними примерами. Отношение удвоенного числа точечных меток к числу всех обследованных тычков равно 4:3600 = 1:900, что очень близко к отношению 1:1000. Расчеты с привлечением числа резов не дают никакого вразумительного результата. Ввиду ограниченности выборки, полученный результат нельзя считать статистически корректным. Бесспорно лишь то, что счетных меток на башнях Коломенского кремля очень мало. Если метилcя каждый тысячный кирпич, то чтобы обнаружить одну метку следует просмотреть в среднем 1000 тычковых кирпичей или 80 квадратных метров поверхности стены (на одном квадратном метре кладки ХVI-ХVII веков помещается примерно 25 тычков).

Более четкие результаты получены при фиксации меток на кирпичах перестроенного свода 1702 года центральной апсиды Благовещенской церкви середины ХVI века в селе Степановское Раменского района Московской области (таблица 3). Среди примерно 1400 тычковых кирпичей обнаружено 20 счетных меток, в том числе 13 резов, 3 точечных метки и 4 метки в виде резов с точками. Общее число меток, содержащих точки, на данном участке должно быть приблизительно (3 + 4)х2 = 14; отношение 14:1400 = 1:100. Следовательно, каждый сотый кирпич помечен тем или иным количеством точек. Меток в виде резов без точек должно быть 13х2 = 26; отношение 26:1400 1:154, очень близко к 1:50. Можно было бы сделать вывод, что резами отмечался каждый пятидесятый кирпич-сырец. если бы не то обстоятельство что число резов, метивших 50-е кирпичи внутри каждой сотни, должно быть равно числу меток с точками на 100-х кирпичах. Фактическое же число меток-резов почти вдвое превышает число меток с точками. Это противоречие можно попытаться снять предположением (к сожалению, достаточно искусственным) в двойном счете. Формовщик мог метить резами каждый 50-й сырец, чтобы иметь представление об успешности выполнения своей дневной нормы-урока. Другой же счетчик, десятник, мог вести свой счет независимо от формовщика и ставить метки с точками на 100-х сырцах.

Наконец, при обследовании нескольких участков фасада Тихвинской церкви 1858-1861 годов в городе Коломне среди 4570 тычковых кирпичей встречено 117 счетных меток, из которых 23 метки в виде точек и резов с точками, остальные только резы без точек (без подразделения на горизонтальные и наклонные на таблице 7 не изображены). Выполняя расчеты, как и в предыдущем абзаце, получим: 117х2 = 234; 234:4570 = 1:19,5 — то есть, тем или иным способом помечен каждый двадцатый кирпич. Далее, 23х2 = 46; 46:4570 = 1:99 — каждый сотый кирпич имеет метку, содержащую одну или несколько точек. В данном случае противоречие между числами меток-резов и меток с точками отсутствует и выводы, учитывая величину выборки, можно считать вполне достоверными. Если предположить, что счет сырцов велся не поштучно, а парами (что очень вероятно, так как сырцы в сушильном сарае, скорее всего, устанавливались в виде двойного ряда «в ёлочку», с проходом между рядами для удобства переворачивания сырцов с целью ускорения просушки), то каждая десятая пара отмечалась ревом, а пятидесятая получала метку с точками.

Главный результат проведенного исследования можно сформулировать следующим образом. Основными счетными метками на кирпичах зданий ХVII-XIX веков являются метки, содержащие точки. Эти метки, по числу точек на них, обозначают количество сотен отформованных сырцовых кирпичей. Простые резы, без точек, служат вспомогательными метками, помогающими не сбиться со счета.

Определенную настороженность вызывает слишком малое количество промежуточных меток-резов на кирпичах Спасской башни Коломенского кремля. Без ошибок отсчитать тысячу сырцов, не делая промежуточных меток, практически невозможно. Даже если метить только сотни, число видимых резов должно быть около 18. Обнаружено же только 5. Возможно, эти 5 резов случайны и не имеют отношение к процессу счета. Но нельзя исключить и того, что наши арифметические выкладки здесь вообще несостоятельны, как в отношении резов, так и для точечных меток. Сооружение огромной каменной крепости в Коломне требовало привлечения массы рабочих рук изо всех местностей Московского княжества, с различными строительными навыками и традициями. Если какая-то группа формовщиков сырца метила свою продукцию счетными метками, а другие обходились без меток, то на месте строительства партии кирпича могли перемешиваться самым причудливым образом, меченые партии «разбавлялись» немечеными, исключая тем самым возможность применения статистики.

Читайте так же:
Кирпич керамический курпо 1 4нф

Вопрос о времени первого появления счетных меток на кирпиче остается открытым. Среди очень большого количества плинфы ХII-ХIII веков‚ прошедшего через наши руки при многолетних археологических раскопках и исследованиях сохранившихся древних зданий в Смоленске, ни разу не удалось встретить метку, которую можно было бы с уверенностью трактовать как след счета сырца. Клейма на кирпичах конца ХV века Воскресенского собора в Волоколамске не позволяют однозначно связывать их с процессом счета, так как образцов с отпечатком только одного клейма встречено непропорционально много‚ при почти 100-процентном клеймении кирпичей. Другие кирпичные здания ХV века с целью поиска счетных точек никто еще не исследовал. Самыми ранними образцами сегодня приходится считать метки на стенах кремля города Коломны: на Пятницких воротах (на их древних частях, не подвергшихся реставрации в конце ХIХ в, выполненной из более мелкого и более темного кирпича с обильными счетными метками) и на Спасской и Симеоновской башнях. Ни на хорошо сохранившихся и доступных кирпичных частях Зарайского кремля, ни на одном из других зданий ХVI века счетные метки нам еще не встретились. Специально проведенное тщательное обследование с лесов церкви Вознесения в Коломенском с целью поиска меток не дало никаких результатов. Единственный тычковый кирпич, беспорядочно утыканный квадратным штампиком в виде решетки обнаруженный на восточном фасаде церкви, явно не относится к счетным меткам. Отсутствие меток не означает отсутствие счета. Повернутый или положенный на ребро ложек сырец мог служить ориентиром вместо метки. По каким-то причинам мечение кирпичей при счете оказалось более удобным и в ХVII веке метки встречаются достаточно часто. В ХVIII и ХIХ веках счетных меток очень много, стоит только внимательно приглядеться.

Почти полное отсутствие счетных меток на кирпиче зданий ХVI века может оказаться одним из признаков, позволяющих разделить по времени здания или их части шестнадцатого века от века семнадцатого. Формат большемерного кирпича, кладочный раствор и система кладки зданий центральной России за эти два века если и изменились, то не настолько чтобы можно было обнаружить существенные различия и использовать их для более точной датировки. Отсутствие на здании счетных меток, разумеется, не может служить основанием для отнесения его к ХVI веку, но если на нем будут зафиксированы одна или несколько меток с точками (резы могут оказаться случайными царапинами), то появится аргумент в пользу более позднего времени его сооружения. Такие спорные ситуации достаточно хорошо известны исследователям истории древнерусской архитектуры. Хотелось бы, чтобы наблюдения за счетными метками послужили инструментом в руках ученых, а не остались лишь средством удовлетворения праздного любопытства.

Кирпич с маркировкой старинный

mv2_d_3500_2333_s_2.jpg/v1/fill/w_244,h_163,al_c,q_80,usm_0.66_1.00_0.01,blur_2,enc_auto/L06A2731%20copy.jpg» alt=»L06A2731 copy.jpg» width=»» height=»» />

Марка «Царский кирпич» производится на базе одного из старейших заводов России. Главная его ценность – это, безусловно, кольцевые печи, построенные в конце ХIХ века. Известно, что на обширной территории завода в несколько гектар при реконструкционных строительных работах в конце 80-х годов в земле была обнаружена ямная печь для обжига кирпича, построенная предположительно в конце ХVIII века, к сожалению, она не сохранилась до наших дней.

В то время кирпичные заводы строили только в местах залегания глины с уникальными характеристиками, ввиду отсутствия механизации по подготовке глины, исходному качеству сырья уделялось особое внимание. Наши предки имели колоссальный опыт и знания по подбору глиняного сырья без лабораторий, различных химических добавок и отсутствия глиноподготовительных машин им удавалось создавать высококачественный продукт, характеристики которого значительно превосходят современные ГОСТы. В доказательство этому многочисленные здания, которые сохранились и по сей день.

mv2.jpg/v1/fill/w_217,h_163,al_c,q_80,usm_0.66_1.00_0.01,blur_2,enc_auto/L06A2755%20copy_edited.jpg» alt=»L06A2755 copy_edited.jpg» width=»» height=»» />

Мы ставим перед собой задачу сохранить и передать технологию, знания и секреты предков, накопленные веками. Наша миссия — возрождение ремесленных традиций времен царской России..

До начала 19 века кирпичи формовались вручную. Одним из первых механических приспособлений для производства кирпича была мельница для размельчения и подготовки глины перед формованием. Она состояли из ведра с валом, на котором горизонтально крепились ножи, в движение вал приводила лошадь. Ножи вращались, размельчая глину. Сегодня эту процедуру мы выполняем, конечно, не конной тягой, а высокопроизводительными специальными установками, глиноподготовка состоит из отлеживания, отсеевания, дробления, помола и смешивания определенных глин для получения шихты с необходимыми характеристиками.

mv2.jpg/v1/fill/w_233,h_163,al_c,q_80,usm_0.66_1.00_0.01,blur_2,enc_auto/%D0%9A%D0%B8%D1%80%D0%BF%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BA%20%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D0%B0%201960-%D1%854.jpg» alt=»Кирпичный заводик начала 1960-х4.jpg» width=»» height=»» />

Так делали наши предки! Мы работаем только на сырье тугоплавких, беложгучих и легкоплавких бурых глин с превосходными характеристиками без добавления какой-либо химии. Перед тем, как глина попадает на производство, она отлеживается, выветривается и проливается дождем около 700 дней для улучшения своих качественных характеристик.

Читайте так же:
Кирпичей наложила что значит

При помощи машинной формовки существенно снижается себестоимость кирпича. Но ни одна машина не способна воспроизвести уникальный и неповторимый узор, рельеф и текстуру поверхности, которые свойственны кирпичу, изготовленного поштучно. Предварительно масса обволакивается специальной смесью из песка различных цветов. Посыпка необходима для удобства извлечения кирпича из формы, кроме того, она спекается с глиной и придаёт кирпичу различные оттенки. Формовщик берёт подготовленный порционный кусок и забрасывает его в форму. Масса немного выпирает из рамки, а лишнее срезается. Кирпич получается весьма колоритный, с наплывами и неровностями.

mv2.jpg/v1/fill/w_244,h_163,al_c,q_80,usm_0.66_1.00_0.01,blur_2,enc_auto/L06A2972%20copy.jpg» alt=»L06A2972 copy.jpg» width=»» height=»» />

Так делали наши предки! В царское время одну сторону кирпича клеймили, это было товарным брендом завода, как правило, клеймо содержало инициалы, либо фамилию собственника завода.

Качеству продукта уделялось особо важное значение, так как на кону стояло благородное имя и честь владельца завода. Сегодня мы собрали достаточно большую коллекцию клейменых кирпичей различных Губернь царской России и пытаемся восстановить историю рождения каждого кирпича. На каждом произведенном кирпиче стоит настоящее историческое клеймо лидеров кирпичной промышлености тех лет. Клеймо нарочно имеет отличия от оригинала. Мы не пытаемся сделать реплику, мы лишь отдаем дань и память настоящим профессионалам своего дела.

Далее глиняный сырец отправляется в на сушку. Сушка у нас происходит естественным способом. Данный способ конечно очень длительный, сырец сохнет примерно 30 дней и соответственно требует значительных расходов и производственных площадей, под сушку сырца у нас задействовано примерно 16 000 кв. м. сушильных камер.

mv2.jpg/v1/fill/w_245,h_148,al_c,q_80,usm_0.66_1.00_0.01,blur_2,enc_auto/L06A1466_edited_edited.jpg» alt=»L06A1466_edited_edited.jpg» width=»» height=»» />

Так делали наши предки! Естественная сушка придает конечному продукту более правильную и развитую структуру пор без образования внутренних микротрещин. Сырец сохнет без каких либо сушильных агентов, медленно, без экстремальных нагрузок и напряжения, в отличие от современных быстрых методов сушки газами продуктов горения в течение 2-3 суток. Мы не гонимся за количеством, для нас важно качество.

Аналогичные временные сокращения технический прогресс внес и в процесс обжига кирпича. Сегодня стандартный кирпич обжигается в туннельных печах максимально быстро с целью экономии газа и увеличения производственной мощности. Фазы нагрева, обжига и остывания проходит менее чем за 36 часов. Технологичные этапы сжаты до предела, кирпич испытывает колоссальные напряжения при структурных изменениях и спекании, обжиг производят на минимальных температурах в пределах 800 С, добавляя в глину различную химию и плавни, как следствие — потеря качества.

mv2.jpg/v1/fill/w_243,h_163,al_c,q_80,usm_0.66_1.00_0.01,blur_2,enc_auto/1-140F3205052260_edited.jpg» alt=»1-140F3205052260_edited.jpg» width=»» height=»» />

Так делали наши предки! Мы используем многокамерную кольцевую печь Гофмана, которую изобретатель запатентовал в 1858 году.

Полный цикл обжига кирпича составляет 8-10 суток, каждую стадию нагрева, обжига и остывания кирпич проходит в щадящем режиме, без экстремальных напряжений и преобразований. Температура обжига составляет 1100 С, печь позволяет нам играть с режимами и получать фактурные пигментные пятна, пережоги, бескислородную среду и т.п. Такая технология позволяет получить прочный, качественный и красивый строительный материал. Наша печь – это сердце завода и наша гордость.

Старинные кирпичи. Кирпичные клейма — это своего рода заводские марки, обладающие историко-культурным значением.

Особенно велика их роль для краеведения, ведь кирпичное производство вплотную связано с капитальным строительством, которое в свою очередь характеризует уровень жизни населения, социально-экономического состояния населённых мест и отдельных регионов. Кирпичные клейма — это и отдельный вид исторической информации, они сохранили имена владельцев предприятий, представителей промышленной элиты страны
Старинные кирпичи. Кирпичные клейма - это своего рода заводские марки, обладающие историко-культурным значением.. На многих клеймах обозначены места нахождения предприятий, что не может не заинтересовать их современных жителей.
Многие клеймёные кирпичи образцом технической эстетики тех лет воспринимаются.

К настоящему времени собирательство клеймёных кирпичей достаточно распространённым явлением стало. Этот вид коллекционирования даже получил своё собственное название — брикофилия., от английского. Brick — кирпич название не совсем удачное. В данном случае интерес представляют не просто образцы кирпичного производства, а оттиснутые на них буквенные, или другие клейма, какими производители кирпичей метили свою продукцию.
В России клейма на кирпичах к середине Xvii века появились. Это было рельефное изображение государственного орла в четырёхугольной рамке. Стилизованные изображения животных (анималистические мотивы) использовались для кирпичных клейм до 1690-х годов.
В дальнейшем кирпичи стали метить буквами российского алфавита, используя вначале только одну букву, например, в кирпичных кладках Москвы уже в 1680-е годы встречаются клейма размерами 3 х 3 см, представляющие букву Д. в начале следующего столетия появляются метки буквами П и Н.
Считается, что однобуквенные клейма просуществовали до 1730-х гг. по форме они напоминали квадрат. Но этот вывод был сделан на основе изучения кирпичных кладок Москвы. В Петербурге клеймение кирпичей одной буквой, обозначающей фамилию владельца кирпичного завода, продолжалось намного дольше. Например, клеймо с буквой с, связывают с кирпичами завода, основанного Фёдором Никифоровичем слепушкиным (1763 — 1848), более известным как поэт — самоучка при этом клеймо на его изделиях имеет не квадратную, а вытянутую форму.
С развитием кирпичного дела однобуквенные клейма оказались не в состоянии обеспечить производителей кирпичей единственно им принадлежащей литерой. С конца 18 века число букв в клеймах увеличивается,, достигая 2-3-х и более букв, обозначая имя, отчество и фамилию владельца. Нередко фамилия полностью приводится. Часто вместо данных о владельце в клейме помещается название завода, например: мойка, Ижора, Нева, или елизаветино, Колпино, или аббревиатура компании — производителя, в частности, Т. о. с. М. -. товарищество обработки строительных материалов.
Анималистические изображения — двуглавые орлы, встречаются на изделиях императорских кирпичных заводов — времён Николая Iв прямоугольной рамке, Александра I — в круге, Александра III — в овальной обводке.
Из других изображений известны оттиск подковы на изделиях завода «Подкова» Е. П. спечинской и её наследников, или символическое изображение звезды, между инициалами владельца — завод «звезда», Ф. а. Полякова — кофтунова.
Известны следующие рамки клейм: квадратные, прямоугольные, прямоугольные с дужками полуциркульной или, что реже, прямоугольной формы. В композицию клейма зачастую включались номера партий (обжигов) производимых изделий. Они помещались либо в основном поле клейма, либо в плоскости дужек. Встречаются клейма с заострёнными концами, диагональным размещением на лицевой грани кирпича. Известны кирпичи с клеймами на торцевой (тычковой), или ложковой гранях.
По верному замечанию и. а. Киселёва «Клеймение Кирпичей Сформировалось в Особую Разновидность Прикладного Искусства». Особую дизайнерскую привлекательность кирпичи получили с 40-х годов XIX века при переходе на их машинное производство. До этого, при ручном изготовлении, из-за остававшейся в формах глины от предыдущих забивок кирпичи выпускались с деформированными гранями, обтекаемыми углами, мятыми рёбрами механические глиномешалки позволяли добиться большей однородности глиняной массы, которой набивали деревянные формы. На дно каждой формы укладывали пластинку — штамп с клеймом хозяина завода. В Xviii веке клеймение кирпичей было одним из требований архитектурной экспедиции, специального надзорного органа, чтобы знать, кто из промышленников выпускал качественную продукцию и кого можно было штрафовать за кирпичи ненадлежащего качества.
Регламентировались и размеры кирпичей. При Петре I они должны были иметь в длину 11 дюймов, ширину 5, 5 дюйма, толщину 3 дюйма, т. е быть размерами 28 х 14 х 7 см. В 1833 году, правительством были определены длина кирпича 6, ширина 3, тощина 1, 5 вершка, т. е. 26, 5 х 13, 3 х 6, 7 см.
Клейма могут служить вспомогательным признаком для уточнения времени строительства сооружений, производимых здесь ремонтно — реставрационных работ, перестроек и пристроек. Клейма на тычковой и ложковой гранях использовались, как элементы декора в кладке стен, или сводов. Тычковые клейма имели выпуклый, а ложковые вогнутый рельеф. Они должны были отчётливо восприниматься не , внимание, только в упор, но и на расстоянии, под разными углами зрения, прежде всего за счёт светотеневых эффектов. В конце XIX — начале XX века данные клейма утратили всякую художественность, воспринимаются малозаметными граффити подобные клейма присутствуют на некоторых зданиях и в г. луге. Тычковые клейма с надписью СПБ а о ва (с — петербургское акционерное общество) заметны в кладке лицевого фасада дома по адресу ул. Тоси петровой, 16 ложковые клейма с заглавными прописными буквами ар находятся на фасадах здания лужского военкомата (пр. урицкого, 59/ 15. На некоторых гранях буквы размещаются поперёк, на других наклонно, на третьих вдоль плоскостей граней. Одна грань сплошь испещрена контурами этих букв с их наслоением друг на друга. Совершенно необъяснимый случай!
Кирпичи с клеймом на широкой поверхности, т. н. постели, или щеке, сравнительно поздно, где-то с конца XIX века. Стали использоваться, как облицовочный материал при оформлении интерьеров. Зато в общестроительных целях они нашли давнее и самое распространённое применение. Причём, каменщики клали кирпичи на раствор клеймами вниз, что усиливало прочность кладки. При сносе, или реконструкции исторических зданий, они как строительный мусор в массовом порядке вывозились на свалки, в лучшем случае отбирались для самого разнообразного вторичного применения. Они же составляют основу, можно сказать, всех брикофилических коллекций.

Читайте так же:
Кирпич полуторный щелевой вес

ru_abandoned

Image

Наше с _kate_f хобби — коллекционирование дореволюционных кирпичей.
Как известно, большинство церквей и усадеб XIX столетия сложены из кирпича. А некоторые из них построены не из простого, а клеймённого кирпича. Клеймо — это таже торговая марка, знак качества. Под инициалами, выдавленными на стенках, скрываются, как правило, имена и фамилии купцов и дворян — владельцев кирпичных заводов. По прошествии времени вышло, что этим они увековечили свои имена и своё дело. И вот мы — собиратели этой Памяти. Путешествуя по разным областям (в прошлом губерниям) Центральной России, в поисках заброшенных памятников архитектуры и истории, мы находим эти необычные старинные кирпичи.
Этот пост представит лишь небольшую часть найденных нами клейм.

"Бр.Ж"братья Жареновы владели кирпичным заводом близ города Углича Ярославской губернии.
Image

Найден в разрушенном флигеле городской усадьбы Зиминых (1825-1850 годов постройки) в Угличе.

Углич и его кирпичи (три нижеследующих клейма).

Клеймо "СП" — завод Сергея Пятутнина.
Сергей Иванович Пятунин имел всего трёх работников на производстве кирпича.
Image

"АР" — кирпичный завод Александра Николаевича Рудеева производил 230 тысяч кирпичей в год.
Image

"ННТ"Николай Николаевич Тучков (предводитель угличского дворянства, член Государственной думы от Ярославской губернии) так же владел кирпичным заводом в Угличе.
Image

"ТИ" — произведен на заводе купца Тараса Ефимовича Игнатьева, с 1884 года владевшим кирпичным заводом в Смоленском уезде.
Image

Найден в Смоленских краях.

"Е.А.Н." — завод Екатерины Александровной Носовой в Кашине.
Image

Найден в усадьбе князей Куракиных, в Зубцовском уезде Тверской губернии.

"Г.Ш." — возможно, данное клеймо принадлежит заводу графа Дмитрия Николаевича Шереметьева, а затем его сына Сергея Дмитриевича. Завод находился на реке Малая Ижорка и работал в 1860-х годах.

Читайте так же:
Кирпич шб 5 богдановичи

Найден в усадьбе Шереметевых.

"Бр К"братья Клочковы. Завод Братьев Клочковых Петра и Николая Егоровичей (до отмены крепостного права — помещичьи крестьяне князей Волконских, а потом господ Лопухиных) в 1901 году располагался в Туле близ вокзала.
Image

Найден в усадьбе помещика Соковнина в Тульской губернии.

"АМ"Афанасий Яковлевич Митюковъ. В 1850-ые года кирпичный завод располагался близ станции Калуга Карачаевской волости.

Найден в усадебных постройках князей Урусовых вблизи Калуги.

"МЗ" не идентифицирован.
Image

Найден в усадьбе помещика-предпринимателя и дворянина Кошелёва в Рязанской губернии.

"БД" не идентифицирован.

Из Тверской губернии.

"К.Т.А.Н." не идентифицирован.
Image

Найден во Ржеве, рядом с усадьбой Акима Немилова.

"БГ"

"ВП"

Оба кирпича (БГ и ВП) найдены в усадьбе Повалишиных Смоленской губернии.

"ВП" — клеймо принадлежит купцу Василию Ивановичу Пономареву, завод которого работал в г. Гжатске с 1875 года.
Image

"Ц.З." — скорее всего расшифровывается как Церковный Завод.
Image

Из Шаховского уезда Московской губернии.

"ИАО" не идентифицирован.
Image

Найден в сторожке храма Мологского уезда Ярославской губернии.

"Л.К.З." не идентифицирован.
Image

"В.К." не идентифицирован.
Image

Эти два (ЛКЗ и ВК) кирпичика были найдены в храме на Калужской земле.
Image

"ЗГБ" не идентифицирован.
Image

Из храма Нижегородской губернии.

Этот экземпляр найден в урочище, на месте сожжённой в 1942 году деревни Вяземского уезда, Смоленской губ.
Image

Пензенский кирпич с красивым клеймом "А.Д.А." найден в пригороде Ряжска.

"М.А.С." — заводик по производству керамических и гончарных изделий, основан в 1871 году почётным гражданином по-русски Михаилом Артемьевичем Степановым (на родном Микаэл Арутюнович Степанянц, был армянином). Выпускал так же огнеупорные кирпичи.
Image

Найден в усадьбе Грузинских Владимирской губернии.

Возле железнодорожной станции Васильевская (позже станция Кудиново, ещё позже — Электроугли) на заводе того же М.А.Степанова изготавливались и шестигранные плитки для полов.

Московские клейма.
Производителей кирпичей в городе Москве и области было превеликое множество. И зачастую под одними и теми же инициалами могло скрываться сразу несколько производителей. Поэтому большинство достоверно идентифицировать не предоставляется возможным. Основное их отличие от большинства других кирпичей это ранние года выпуска.
"ГД" По каталогу исследователя и специалиста И.Киселёва датируется 1782-1802 года.
Image

"СП" датируется 1820-ым годом.
Image

"АВ" не идентифицирован.
Image

"ЯК"Яков Михайлович Китайцев (производство кирпича 1840-1860 гг..)

"АЛ" по каталогу И.Киселёва 1812-1850 года.
Image

"МК" — в 1812 г. упоминается о заводе купца Михайло Нефедовича Кутайцева, близ села Троицкое в Серпуховской части Московского уезда. Весьма вероятно, что именно данное клеймо и относится к этому довольно старому заводу, работавшему в 1830-х гг..

"ФШ" не идентифицирован.
Image

Редкий вид ложкового (сбоку кирпича) клейма представлен кирпичом "И.П. Воронинъ".
В 1898 году купеческий сын И.П. Воронин, из Сергиева Посада, в селе Большие Мытищи открывает кирпичный завод.
Image

Так же в нашей коллекции есть и иностранцы, найденные на просторах нашей Родины.
"WALBOTTLE" — производился на заводе "Walbottle Coal & Firebrick Co." в деревеньке Уолботтл графства Нортумберленд в Англии.

Найден был в храме Сусанинского уезда Костромской губернии.

"D.Ch.F." — произведён на острове Борнхольм в Балтийском море, принадлежащем Дании. Что касается данной аббревиатуры:
«Danks» (Датский) «Chamottesten» (Огнеупорный кирпич) «Fabrik» (Завод).

Найден в храме, расположенном в пригороде Вологды.

"Derstern Borowiz" найден в Рыбинске.
Image

"Monopol"
Image

и "Salamander"
Image

Найдены в храме Некоузкого уезда Ярославской губернии.

И в Москве встречаются иностранцы.
"Jebr.In"

"FIRECLAY"

И наиболее известный (по месту производства) кирпич с клеймом "Боровичи".
Кирпичный завод ведет историю с 1855 года, когда господин Нобель основал в Новгородской губернии в Боровичах свой первый завод огнеупорных изделий. Затем в 1880 г. выходец из немецких промышленников, купец первой гильдии Константин Логгинович Вахтер построил несколько заводов, получивших свое название по первым буквам греческого алфавита — ALFA, BETA и GAMMA.

"В.О."
Image

Отсюда (Тверская губ.). Ранее тут располагалась женская община "Молитва и Труд".
Image

Здесь же был найден печной изразец с клеймом "1910. Заводъ Тябликова. г.Клинъ".
Image

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector