88889.ru

Отделка плиткой и ремонт
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

2. Характерные особенности архитектуры Китая

§ 2. Характерные особенности архитектуры Китая

Источником для изучения древней архитектуры являются изображения на костях и черепах животных периода Шань (XVI-XI вв. до н.э.), а также живописные и литературные свидетельства. Для китайской архитектуры характерна устойчивость строительных и художественных традиций, незначительно менявшихся в различные периоды. Поэтому по сохранившимся до наших дней средневековым интерьерам в значительной степени можно судить о более древних, не дошедших до наших дней сооружениях. Наиболее ранние памятники каменной архитектуры относятся к периоду Хань.

Климатические условия, отличающиеся большим разнообразием на огромной территории Китая (довольно суровый континентальный климат на севере, но жаркий и влажный на юге), непосредственно отразились на характере его архитектуры: северные постройки, в основном, относительно более замкнуты, а южные — более легкие, ажурные и нарядные.

Строительные материалы, используемые в архитектуре, тоже довольно разнообразны: дерево и глина, различные породы камня, кирпич-сырец и кирпич различной степени обжига, черепица (XI-III вв. до н.э., эпоха Чжоу). Одним из выдающихся каменных сооружений является Великая Китайская стена длиной около 4000 км, строившаяся для защиты северных границ от нападений кочевников (V-III вв. до н.э.).

Структура культовых, жилых и дворцовых построек в Китае довольно близка. На протяжении столетий сложились такие устойчивые виды строений, как одноэтажный (обычно трехнефный) павильон — «дянь», имеющий портик со стороны главного фасада; многоэтажное здание с обходными галереями на каждом этаже — «лоу» или «гэ»; небольшая деревянная беседка на каменном цоколе — «тай»; галерея — «лан» и беседка, служившая для украшения сада, «тин». Общим в этих пяти видах построек является сама система их формообразования. В основе каждого вида лежала ячейка каркаса из четырех деревянных столбов и балок перекрытия. При соединении этих ячеек в различные композиционные системы формировались соответствующие типы зданий: дворцы, храмы, беседки, галереи, жилые дома. Стены, в том числе и внешние, не были несущими. Большой вынос изогнутых кровель (так называемая «летящая кровля») достигался при помощи выступающих друг над другом подбалок-кронштейнов — «доу-гунов», накладываемых подобно капителям на столбы. По правилам, доу-гуны могли применяться только во дворцах и в храмах.

При наличии ряда общих строительно-конструктивных признаков в Китае всегда отмечались значительные различия между богатыми домами со сложным планировочным решением, сложным сочетанием помещений и соединяющих их галерей, дворов, двориков и садов с изысканными архитектурными украшениями, и обычными, более чем скромными, жилищами городской бедноты. Уже в X веке существовали обязательные для всех законы, регламентировавшие типы, размеры по высоте и ширине, оформление построек в зависимости от социального положения их владельцев. Основным типом жилища в древних поселениях Китая были круглые землянки (полуземлянки) с круглой или квадратной в плане наземной частью. Одновременно существовали дома с деревянным каркасом (чаще всего, из бамбука) или глинобитными стенами. Раскопки, проведенные в деревне Сяотунь (провинция Хэнань), свидетельствуют о широком распространении в этот период каркасных домов значительных размеров (10×20 м), а также двухэтажных жилищ, в интерьерах которых были лестницы, в том числе и винтовые.

Планировка отдельных зданий и ансамблей подчинялась правилам системы «фын-шуй» («ветер-вода»), разработанным в виде наставлений для строителей. В основе системы фын-шуй лежит учение об атмосферных неблагожелательных влияниях и способах защиты от них. Одно из главных правил этой системы — ориентация зданий по оси Юг — Север, а главные фасады — южные продольные.

Читайте так же:
Кирпич силикатный утолщенный полнотелый лицевой рустированный

С распространением буддизма в период Вэй (386-534 гг.) в Китае возникли пещерные храмы и пагоды («бао-та» — башня сокровищ). Их формы возникли под влиянием индийских архитектурных традиций храмов чайтья и ступа. Однако, в отличие от древнеиндийских традиций, пагоды в Китае (и позднее — в Японии) были многофункциональными: их использовали как хранилища реликвий, религиозных книг, статуй, живописи; в качестве молелен и жилых помещений, мемориальных памятников, маяков или дозорных башен.

Все пагоды имеют башнеобразную вертикальную композицию с уменьшающимися кверху ярусами и заканчиваются символическим изображением ступа. Тибетские храмы «субурганы», предназначенные для хранения буддийских реликвий, представляли собой бутылеобразные башни из кирпича (или камня), облицованные золотом или медью. В период Юань, под влиянием ламаистских традиций Тибета и Непала, некоторые пагоды также получили бутылеобразную форму. Например, «Белая пагода», построенная в Пекине по проекту непальского архитектора Анико в 1271 г.

Кроме пагод в комплексы храмов и монастырей входили одно-двухэтажные павильоны, выполненные из деревянных каркасных конструкций с большим выносом кровель за счет системы «доу-гунов». Эти павильоны предназначались для молений и для экспозиции храмовой скульптуры. Статуи обычно располагались на плоских или ступенчатых подиумах вдоль стен и внутренних перегородках между столбами

Одним из основных принципов формообразования крупных дворцовых построек был путь присоединения дополнительных зданий и дворов. В крупных дворцах количество дворов достигало двадцати, причем каждый из них представлял собой замкнутое изолированное пространство. При несущем деревянном каркасе промежутки между столбами заполнялись кирпичом, либо легкими деревянными перегородками, пропускающими дневной свет и достаточно сложными и ажурными по своему рисунку. На фасадах и в интерьерах такие решетки воспринимаются как графическое панно.

В интерьерах практически не было ни одной архитектурной поверхности, лишенной цветного или рельефного декора: стены, балки, колонны, многоярусные доу-гуны карнизов украшены орнаментом из красного и золотого лака. Помост для трона представлял собой миниатюрное архитектурное сооружение со сложной системой лестниц, украшенное символическими фигурами животных, священными сосудами, мелкой резьбой. В наружных террасах резьба покрывает даже лестничные ступени.

Обстановка жилых интерьеров Древнего Китая более богата, чем в других странах Дальнего Востока. Среди предметов мебели — стулья, кресла, табуреты, полки различной конфигурации, столы, подставки для ваз, ширмы. Мебель для сидения имела простые прямолинейные формы. Материалом служило дерево местных хвойных и твердых пород, тик, черное и розовое дерево, бамбук. Наиболее распространенным видом отделки была лаковая техника — красный, коричневый или, чаще всего, черный фон с золотой отделкой. Обычно на поверхность мебели наносили много слоев лака, которые полировались и красились золотой краской. В парадной мебели использовались интарсия и инкрустация слоновой костью, панцирем черепахи, перламутром, металлами и полудрагоценными камнями.

Архитектура Китая: прошлое и настоящее

За последние года рост населения Китая замедлился, но количество проживающих в городах и прилежащих районах постоянно увеличивается. Почти половина населения страны проживает в районе городов. Быстро развивающая экономика и государственная программа по строительству и развитию инфраструктуры достигли рекордного уровня. Новые здания с невообразимыми темпами вырастают на фоне старых кварталов. Сегодня в китайских городах царит абсолютное смешение архитектуры прошлого и настоящего. Представляем вам большую подборку фотографий Китая, на которых отображены моменты развития этой страны и ее архитектуры.

Читайте так же:
Кирпич с отпечатками пальцев

Здания офисов и торговых центров в Гонконге.

Строящиеся дома в деревне Хуаси в провинции Цзянсу.

Недавно открытое здание Galaxy Soho в Пекине.

Остаток не снесенного дома на строительной площадке Хэфэй, провинция Аньхой.

Внутри 34 этажного отеля Grand Hyatt Hotelв финансовом районе Пудун.

Библиотека Liyuan в деревне Jiaojiehe недалеко от Пекина.

Внутри библиотеки Liyuan.

Старый автобус, переделанный в жилое помещение семьей Changshan. Семья занимается продажей кирпича и цемента для нового района. И для того, что бы их материал был всегда под их присмотром, они предпочитают жить в автобусе.

Здание Opus, в Гонконге

Китайские молодожены позируют для свадебных фотографий в Thames Town.

Фотнат в Florentia Village на окраине города Тяньцзинь.

Типичные Гонконгские многоэтажки.

Интенсивное движение в вечернее время на шоссе через Шанхай.

Старые дома, построенные в земле, деревня Tianluokeng

Вид дома со двора.

Всего насчитывается около 30.000 таких домов, которые были построены в период с 1368 по 1911 год.

Город Фошань на юге Китая. Молния ударяет в шпиль высокого здания.

Внутри Национальной академии водного спорта.

Заброшенный зал для проведений соревнований по пляжному волейболу.

Стоит свернуть на переулок в центре Пекина и открывается вот такой вот вид.

Снос старого здания в городе Куньмин.

Сиань Сиёнг оплакивает свою мать, после того как она спрыгнула с крыши, в знак протеста против сноса её деревни.

Рабочий красит балки строящегося здания.

Рабочий на стройке в Шанхае.

Жилые дома в районе СамСёйПоу.

Статуи двух коней на главной площади в центре города Ордос.

Городская библиотека (слева) и здание музея, в центре города Ордос.

Причал с лодками на фоне готовящихся к сносу зданий.

Копия Стоунхенджа в районе Хэфэй провинции Аньхой.

Незавершенный парк развлечений строительство, которого было начато ещё в 1998 году, но из-за прекращения финансирования было заброшено.

Балерина позирует в одном из переулков Пекина.

Строительство здания в Нанкин, провинции Цзянсу.

Строительство самого высокого здания в Шанхае.

Деревня в провинции Чжэцзянф.

Ещё одно крупное строящееся здание в Пекине.

Рабочие-мигранты работают на месте снесенного жилого квартала в центре Шанхая.

Мужчина сушит одежду на фоне недавно построенных жилых домов в Хэфэй.

Возведение 24,2 метровой статуи Сун Цинлин.

Galaxy Soho вечером.

Интерьер снесенного дома в старом районе Кашгара, в провинции Синьцзян.

Старый район Кашгар, в провинции Синьцзян на фоне строящегося района.

Студенческое общежитие в городе Ханчжоу.

Рухнувшее здание в городе Чжухай.

Здание центрального телевидения Китая.

Вот таким образом рабочие с помощью экскаваторов сносят дома сверху в низ.

Современные апартаменты приближаются к старым зданиям в Гонконге.

Только построенный современный квартал недалеко от центра города Кашгар в провинции Синьцзян.

Шит-парад уродливых зданий Китая

Пару лет назад я с вашей помощью вычислил 100 самых уродливых зданий России.

Читайте так же:
Замена нижних венцов бани кирпичом

Но если кто-то и способен составить конкуренцию нашим архитекторам, так это китайцы! Сайт Archcy.com уже в 12-й раз проводит голосование за 10 самых уродливых зданий Китая. Цель проекта – "вызвать дискуссию о красоте и уродстве архитектуры и способствовать социальной ответственности архитекторов".

Это, кстати, хорошая идея, потому что в России ни один архитектор не несёт ответственности за то, какое говно он лепит в наших городах. Правда, в КНР пока тоже, но, возможно, скоро китайских архитекторов ждут трудные времена.

Дело в том, что власти Китая решили бороться, как выразилась South China Morning Post, "с излишествами строительного бума". Председателю Си не нравятся "странные" здания, которые в последние годы вырастают по всему Китаю. Поэтому Государственный комитет по делам развития и реформ предписал местным властям следить за тем, чтобы новые здания были "экономичными, экологичными и приятными для глаз". Фактически в КНР был введён запрет на уродливую архитектуру. Правда, какие именно здания следует считать уродливыми, комитет не пояснил.

В рамках борьбы с излишествами в городе Цзинчжоу на прошлой неделе начали перемещение гигантской 58-метровой статуи китайского военачальника Гуань Юя. Огромную конструкцию стоимостью около 23 миллионов долларов передвинут на 8 километров, поскольку местные жители сочли её слишком высокой и уродливой, а официальный Пекин – слишком дорогой и бесполезной.

Но давайте посмотрим на настоящих уродцев!

В 2021 году сайт Archcy.com собрал почти 90 претендентов на попадание в Топ-10 уродливых зданий Китая. Итоги конкурса подведут в декабре, а пока самое время познакомиться с лидерами голосования:

1. На первом месте сейчас довольно внезапно идут Южные ворота кампуса Цзицзян в Чжэцзянском университете.

Ворота, конечно, некрасивые, но ничего особенного тут нет. Думаю, студенты просто быстро сорганизовались и проголосовали за объект, который их по какой-то причине раздражает. Поверьте, дальше будет хуже!

2. На втором месте – фигуры, "украшающие" стеклянный мост в горах провинции Сычуань.

Тут без комментариев, вы сами всё видите:

3. Третье место – "церковь-скрипка" в городе Фошань. Ох.

4. На четвёртом у нас детский художественный музей в городе Сиань.

Ну не знаю, могло быть гораздо хуже. Главная проблема таких бетонных зданий – что за ними надо тщательно ухаживать, иначе они быстро теряют вид. На этой фотке уже видны грязные потёки.

5. Так-так-так, что тут у нас? Да это же родненькая матрёшечка! На пятом месте – отель и тематический парк в городе Маньчжурия. Вы не поверите, но отель называется "Матрёшка"!

Архитектура и строительство Китая

Запретный город

Развитие архитектуры в Китае происходило гораздо раньше, чем в большинстве стран Европы. Зодчие, проектирующие храмы и здания в традиционном китайском стиле, еще в первом тысячелетии до н. э. создавали настоящие шедевры, с новаторскими, по тем временам, конструкторскими решениями. Самый известный пример это сохранившийся до наших дней Запретный или Императорский город, расположенный в Пекине.

Влияние социальных и географических условий на архитектуру Китая

Во II тысячелетии до н. э. на Севере Китая начинают возникать рабовладельческие отношения, пришедшие на смену родовым. Более эффективные, бронзовые орудия труда и повсеместное строительство ирригационных сооружений способствовали появлению первых рабовладельческих государств. Свидетельством развития китайской архитектуры того времени являются разрушенные временем сооружения близ города Санъяна, археологические раскопки которых позволили ученым представить миру дворцовую и храмовую платформы, базы колонн из камня.

Читайте так же:
Кирпич что означает марка кирпича м100

Несмотря на то, что в Китае много месторождений мрамора, известняка, гранита, китайские архитекторы наибольшее предпочтение отдавали дереву. Особенно часто использовали веймутову сосну, бамбук, корейский кедр. В избытке в Китае было и обычного леса. Поэтому не все уникальные строения прошлого сохранились. Об архитектуре эпох Шан, Чжоу и других теперь можно судить лишь по немногим уцелевшим каменным конструкциям.

Сильное влияние на формирование китайского стиля в архитектуре оказали конфуцианство, даосизм, чань-буддизм. Войны и стихийные бедствия были основной причиной разрушения древних памятников. Однако уцелевшие строения, датируемые феодальным периодом, демонстрируют разнообразие архитектурных форм и применяемого для украшений декора. Их возведение началось во II тысячелетии до н. э.

Народные традиции в китайском строительстве сложились благодаря даосской практике Фэн-шуй («ветер и вода»). С ее помощью специалисты определяли подходящее место для зданий и хозяйственных построек, чтобы благоприятные для человека и живых существ потоки энергии ци, оказывали на них положительное воздействие. Исходя из этого, на юг выходили главные фасады зданий, тем самым обеспечивая во внутренних помещениях наиболее комфортную температуру. Даосские ученые-гадатели создали отдельную науку — геомантию и связали воедино местность, магнитные поля, космические силы, а также пять первоначальных элементов, небо и Землю. Только при положительном результате проведенного анализа, выбранный участок являлся подходящим для строительства.

Традиционная китайская архитектура

Основу планировки различных зданий и масштабных архитектурных комплексов составляли геометрические фигуры. Обычно это были квадрат и круг. Типы сооружений были узаконены в соответствии с религиозными канонами. Все части здания тоже проектировались согласно сложившимся многовековым традициям, соблюдение которых наносило ряд ограничений на работу архитекторов. Города Пекин, Лоян, Чанани имеют такую планировку. Можно выделить несколько важных особенностей, характерных для древних городов:

  • Городские стены древних городов Китая были сориентированы по сторонам света, точно так же как и отдельные сооружения, комнаты.
  • Высота зданий полностью зависела от общественного статуса домовладельца. Чем выше его ранг, тем ближе к центру города он мог поселиться. Простолюдины могли построить лишь одноэтажный дом.

Существовало строгое разделение городов на районы — жилые, административные и торговые. Выделялись зоны отдыха — парки.

Особенно жесткому регламенту подвергались крыши, цвет которых должен быть следующим:

  • золотисто-желтый (в этот цвет красили только крыши императорских дворцов);
  • голубой (у главных религиозных зданий, символизировал небесную чистоту);
  • зеленый (у храмов, пагод, домов придворных);
  • серый (у домов обычных граждан).

Древние сооружения Китая

chengan

Примером традиционной планировки может служить город Чанъян 长安, основанный императором Лю Баном в 202 году до н. э. В котором, во 2 г. н. э. уже проживало не менее 500 000 человек, работало 9 рынков. Но позже город пришел в упадок, а после кризиса, в 582 году вообще был заброшен. Его раскопки идут с 1956 года, а на месте города находится Сиань.

Исследования ученых подтверждают, что планировка города велась строго по плану. Городские стены сориентированные по сторонам света. В каждой стене — по трое ворот с тремя проходами по 6 м шириной.Основные улицы брали свое начало от ворот. Улицы делились на три части. По центральной части, шириной 20 м, мог передвигаться император со свитой, его гонцы и знать. Две боковые полосы, шириной по 12 мкаждая, служили дорогами для простолюдинов. Жилые кварталы были прямоугольными.

Читайте так же:
Гибкие формы для кирпича

В Чанъани было очень много дворцовых комплексов, так как в определенный отрезок времени в городе жил император. В шестидесятых годах прошлого века были произведены раскопки самых известных дворцов Чанлэгун и Вэйянгун. Комплекс Чанлэгун стал первым сооружением в Чанъани. Возведен в 200-м году до н. э. Являлся резиденцией императора, затем императрицы. Этот дворец располагался на юго-востоке. Стена, его окружавшая, была длиной 10 км, а ширина ее основания доходила до 20 м. Площадь около 6 км². Комплекс занимал шестую часть города, в него входили жилые и общественные здания.

Главные культовые сооружения Древнего Китая были сориентированы по оси «север — юг». В соответствии с основными градостроительными принципами, все вспомогательные строения располагались по периметру, симметрично друг другу. Здания возведенные на оси всегда более высокие чем остальные. Примером может служить пагода Сунъюэсы, построенная в провинции Хэнань, на горе Суншань в 520 году н. э.

Декоративное оформление в китайском стиле

Каменные рельефы периода Хань свидетельствуют о том, что древние строители два тысячелетия назад могли возводить многоэтажные дворцы с многоярусными крышами. Черепица была цилиндрической и по краям кровли украшена кругами с пожеланиями и рисунками. Главным фасадом всегда считался южный. Там устанавливали входную дверь и окна по всей плоскости стены. Несущими были только опорные столбы. На том фасаде, который выходил на улицу, окон, по традиции, не устанавливали.

Изогнутая кровля была подобна ветвям деревьев, крылу летящей птицы. По ней, как считалось, не могли передвигаться злые духи. Фигурки животных, головы драконов служили защитой от различной нечисти. Но крыша выполняла и другие функции, более практичные. Так фиксировались прогибы стропильных балок с шарнирными опорами, а также предохраняли стены от намокания. Внутренние помещения оформлялись деревянными решетками, каменные стены закрывали рисунками и пейзажами. Оконные проемы закрывали промасленной бумагой, их форма была различной — в виде листьев, цветов, ваз.

Все украшения в виде животных имели свое значение:

  • Журавль — символ счастья.
  • Цветок являл собой чистоту.
  • Фигурка черепахи означала долголетие. Считалось, что хвостатая черепаха биси несет на себе Вселенную.

В искусстве Китая всегда царил настоящий культ животных. Особенно почитались лиса, тигр, феникс. Слонами, верблюдами и львами декорировали погребения.

Традиционная архитектура Китая не исчезла и в настоящее время. Древние дворцы переоборудованы под музеи, в старинных парках проходят народные гуляния, организован культурный отдых. С каждым годом растет количество приезжающих в Китай туристов, а отрасль приносит государству значительный доход. Градостроительное искусство Поднебесной по-прежнему продолжает оказывать влияние на зодчих во всех странах мира.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector